Рабочая программа ФГОС

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и
величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные
отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
1 КЛАСС
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов,
запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа.
Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление
соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий,
результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу.
Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в
одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа,
сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку;
измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов
(количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно
заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки,
столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя
числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины,
изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
•
•
•
•
•
•
•

наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить
примеры чисел, геометрических фигур;
вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:

•
•

понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных
средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:

•
•
•
•

характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из
нескольких чисел, записанных по порядку;
комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную
ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
описывать положение предмета в пространстве различать и использовать
математические знаки;
строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:

•
•
•
•

принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя
устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:

•
•

участвовать в парной работе с математическим материалом;
выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением
партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
2 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства,
неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное
сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — кило- грамм); измерение длины
(единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени
— час, ми- нута) Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его
применение для решения практических задач
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через
разряд Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное,
сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений Взаимосвязь
компонентов и результата действия сложения, действия вычитания Проверка результата
вычисления (реальность ответа, обратное действие)
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях Названия
компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при
вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь
компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.

Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Порядок выполнения
действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со
скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения.
Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного
свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План
решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий.
Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла
арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи
на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация
ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование
плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол,
ломаная, многоугольник. Построение от резка заданной длины с помощью линейки.
Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата
с
заданной
длиной
стороны.
Длина
ломаной.
Измерение
периметра
данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в
сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических
объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному
или самостоятельно установленному признаку.
Закономерность в ряду чисел,
геометрических фигур, объектов повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, со- держащие количественные, пространственные отношения,
зависимости
между
числами/величинами
Конструирование
утверждений
с
использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование
для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения,
умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.) Внесение данных в таблицу,
дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы
(приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения
геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения
(электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
•
•
•
•
•
•

наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем
мире;
характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы
(сантиметровая лента, весы);
сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному основанию;
распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи в одно действие) на группы;
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск
различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);
воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем
действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);

•
•

устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым
описанием;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Работа с информацией:

•
•
•

извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической
(рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных
задач;
дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:

•
•
•
•
•
•
•
•

комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей
ситуации измерения;
составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;
использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации;
конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством;
записывать, читать число, числовое выражение;
приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия;
конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
Универсальные регулятивные учебные действия:

•
•
•
•

следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин,
геометрических фигур;
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с
математическим материалом;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия,
обратного действия;
находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.
Совместная деятельность:

•
•

•

•
•

принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах,
составленных учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать
цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения
других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого характера
(определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и
продолжительность с помощью часов;
выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
3 КЛАСС
Числа и величины

Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы
разрядных
слагаемых.
Равенства
и
неравенства:
чтение,
составление.
Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом;
отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле
на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее
на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической
ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в
пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное
умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное
умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата
вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма,
использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения,
содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах
1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели,
планирование хода решения задачи,
решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических
действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в),
зависимостей (купля продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное,
кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения.
Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической
ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление
фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах.
Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись
равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением
площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.

Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка.
Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в
таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например,
расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу;
дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема,
алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и
практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на
доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других
устройствах).
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
•
•
•
•
•
•
•

•

сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические
фигуры;
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые
задачи в одно действие) по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов; понимать смысл зависимостей и
математических отношений, описанных в задаче;
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование
алгоритма);
соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;
составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному
правилу; моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.
Работа с информацией:

•
•
•
•

читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на
диаграмме;
заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж; устанавливать
соответствие между различными записями решения задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и
проверки значения математического термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:

•
•
•

•
•

использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … »,
«равно»; использовать математическую символику для составления числовых
выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в
соответствии с практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.

Универсальные регулятивные учебные действия:
•
•
•
•
•

проверять ход и результат выполнения действия;
вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности
вычисления;
проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения..
Совместная деятельность:

•

•
•

при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные
решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных
инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли
руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе;
выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение.
Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в
заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади
(квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в
час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100
000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона.
Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в
пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения
числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка
результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись,
нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ,
представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа.
Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время,
пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли продажи
(цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление
времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода,
изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы

решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с
пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного
радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника,
циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус,
пирамида; различение, называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур
из прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух, трёх прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и
проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на
диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном
объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной
литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под
руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными
источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари,
образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
•
•

•
•
•
•
•

ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в
высказываниях и рассуждениях;
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры),
записывать признак сравнения; выбирать метод решения математической задачи
(алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов);
обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;
конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок
заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром);
классифицировать объекты по 1 - 2 выбранным признакам;
составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета
(электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения
транспортного средства (макет спидометра), вместимость (с помощью измерительных
сосудов).
Работа с информацией:

•
•

представлять информацию в разных формах;
извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме;
использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в
условиях контролируемого выхода).

Универсальные коммуникативные учебные действия:
•
•
•
•
•
•
•

использовать математическую терминологию для записи решения предметной или
практической задачи;
приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода,
гипотезы;
конструировать, читать числовое выражение;
описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;
характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных
величин;
составлять инструкцию, записывать рассуждение;
инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в
решении.
Универсальные регулятивные учебные действия:

•
•
•

контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического
действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;
самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении
учебной задачи.
Совместная деятельность:

•

•

участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения,
распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач,
требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе
поиска доказательств, выбора рационального способа;
договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами
(составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес
человека, приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание;
измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и
деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного
результата).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана
обеспечить достижение личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:

•
•

осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным
ситуациям, для развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
или опровергать их;

•

•
•

•

•

•
•

применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность
и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том
числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и
пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих
силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных
проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться
разнообразными информационными средствами для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:

•
•
•
•

устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,
классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного
решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической
записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:

•
•
•

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:

•
•
•

•

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую
информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и
источники информации.

Универсальные коммуникативные учебные действия:
•

конструировать утверждения, проверять их истинность;

•

строить логическое рассуждение;

•

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической
задачи;

•

формулировать ответ;

•

комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный
ответ с использованием изученной терминологии;

•

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства
своей правоты, проявлять этику общения;

•

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция
(например, измерение длины отрезка);

•

ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;

•

составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные
типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:

•
•

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных
действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:

•
•
•

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно
оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоления ошибок.
3) Самооценка:

•

•

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику,
дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:

•

•
•

участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества
вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа,
анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их
предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и
письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий
сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и
требование (вопрос);
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче
(выше/ниже, шире/уже);
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить
отрезок заданной длины (в см);
различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок;
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между,
перед/за, над/под;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно
заданного набора объектов/предметов;
группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в
ряду объектов повседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать
данное/данные из таблицы;
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две
группы по заданному основанию.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

•
•
•
•
•

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100);
большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);
устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со
скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и
письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;
называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение);
деления (делимое, делитель, частное);

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении
практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы
(килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни
единицы данных величин в другие;
определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с
помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать
величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение
«больше/меньше на»;
решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись,
рисунок, таблица или другая модель);
планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия/действий, записывать ответ;
различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник;
выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол,
прямоугольник с заданными длинами сторон;
использовать для выполнения построений линейку, угольник;
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину
ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все»,
«каждый»;
проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин,
геометрических фигур);
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами,
заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке
(изображении геометрических фигур);
сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры,
подтверждающие суждение, ответ;
составлять (дополнять) текстовую задачу;
проверять правильность вычислений.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

•
•
•

•
•

•
•

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число
раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в
пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах
100 — устно и письменно);
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1, деление с остатком;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового
выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения,
вычитания, умножения и деления; использовать при вычислениях переместительное и
сочетательное свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени
(минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль),

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных
инструментов длину, массу, время;
выполнять прикидку и оценку результата измерений;
определять продолжительность события; сравнивать величины длины, площади, массы,
времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»;
называть, находить долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара,
определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами;
выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины
на однозначное число;
решать задачи в одно, два действия: представлять текст задачи, планировать ход
решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ
решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник,
многоугольник на заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата),
используя правило/алгоритм;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все»,
«некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения
(одно/двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному, двум признакам; извлекать и использовать
информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной
жизни (например, ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему;
выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

•
•
•
•
•

•
•
•

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число
раз;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами
письменно (в пределах 100 - устно);
умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число
письменно (в пределах 100 - устно);
деление с остатком — письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового
выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания,
умножения, деления с многозначными числами;
использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
выполнять прикидку результата вычислений;
осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность
(реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;

•

•

•

•
•

•

•
•
•
•

•
•

•

•

•
•
•

находить долю величины, величину по ее доле; находить неизвестный компонент
арифметического действия; использовать единицы величин для при решении задач
(длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);
использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр,
метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута,
час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль),
площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости
(километр в час, метр в секунду);
использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения
между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью,
временем и объёмом работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов
массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость
движения транспортного средства;
определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и
оценку результата измерений;
решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных
величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и
письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства,
оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность,
соответствие условию;
решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение
и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию
(например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения,
использовать подходящие способы проверки;
различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг; изображать с помощью
циркуля и линейки окружность заданного радиуса;
различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра,
конуса, пирамиды;
распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на
плоскость (пол, стену);
выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры
на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из
двух трех прямоугольников (квадратов);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример,
контрпример;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения
(одно/двухшаговые) с использованием изученных связок; классифицировать объекты по
заданным/самостоятельно установленным одному, двум признакам;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию,
представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных
процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в
предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать
формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в
практических и учебных ситуациях;
дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; выбирать рациональное решение;
составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
конструировать ход решения математической задачи;
находить все верные решения задачи из предложенных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Воспитательный
компонент на раздел

Раздел 1. Числа
1.1. Числа от 1 до 9: различение, чтение,
запись.

20

1.2. Единица счёта. Десяток.

1.3. Счёт предметов, запись результата
цифрами.

1

https://resh.edu.ru
конкурс рисунков «Волшебные
цифры».
Проект «Математика вокруг нас.
Числа в загадках, пословицах,
поговорках»

16

Игровые упражнения по различению количества предметов
(зрительно, на слух, установлением
соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и
письменно;
Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

2

2

Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением
представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

1

1

Игровые упражнения по различению количества предметов
(зрительно, на слух, установлением
соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и
письменно;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с
порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на несколько
единиц, установлением закономерности в ряду чисел;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

1.4. Порядковый номер объекта при
заданном порядке счёта.

1

1

Игровые упражнения по различению количества предметов
(зрительно, на слух, установлением
соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и
письменно;
Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы:
«Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На
сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить
количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

1.5. Сравнение чисел, сравнение групп
предметов по количеству: больше,
меньше, столько же.

2

1

Обсуждение: назначение знаков в математике,
обобщение представлений;
Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;
Моделирование учебных ситуаций, связанных с
применением представлений о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

1.6. Число и цифра 0 при измерении,
вычислении.

2

2

Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление
закономерностей в расположении чисел;
Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с
порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на несколько
единиц, установлением закономерности в ряду чисел;
Моделирование учебных ситуаций, связанных с
применением представлений о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

1.7. Числа в пределах 20: чтение,
запись, сравнение.

3

2

Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление
закономерностей в расположении чисел;
Моделирование учебных ситуаций, связанных с
применением представлений о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru

1.8. Однозначные и двузначные числа.

1

1.9. Увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц

3

Итого по разделу

35

https://resh.edu.ru

Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление
закономерностей в расположении чисел;
Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с
порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на несколько
единиц, установлением закономерности в ряду чисел;
Моделирование учебных ситуаций, связанных с
применением представлений о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление
закономерностей в расположении чисел;
Моделирование учебных ситуаций, связанных с
применением представлений о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

1

Раздел 2. Величины
2.1. Длина и её измерение с помощью
заданной мерки.

3

2

Знакомство с приборами для измерения величин;
Линейка как простейший инструмент измерения
длины;
Наблюдение действия измерительных приборов;
Понимание назначения и необходимости
использования величин в жизни;
Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная
работа по различению и сравнению величин;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
Занимательная математика
работа;
(геометрия)
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

2.2. Сравнение без измерения: выше —
ниже, шире — уже, длиннее —
короче, старше — моложе,
тяжелее— легче.

4

2

Знакомство с приборами для измерения величин;
Линейка как простейший инструмент измерения
длины;
Наблюдение действия измерительных приборов;
Понимание назначения и необходимости
использования величин в жизни;
Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная
работа по различению и сравнению величин;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

2.3. Единицы длины: сантиметр,
дециметр; установление
соотношения между ними.

4

1

Итого по разделу

11

1

42

2

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

3

Знакомство с приборами для измерения величин;
Линейка как простейший инструмент измерения
длины;
Наблюдение действия измерительных приборов;
Понимание назначения и необходимости
использования величин в жизни;
Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная
работа по различению и сравнению величин;

20

Учебный диалог: «Сравнение практических
Устный опрос;
Письменный
(житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же
контроль;
арифметического действия, разных
арифметических действий»;
Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение,
приведение примера (с помощью учителя или по образцу),
иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской работы:
перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения,
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы
счёта;
Работа в парах/группах: проверка правильности
вычисления с использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в
записи арифметических действий, одного и того же действия с
разными числами;
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений числовых выражений (без
вычислений), по результату действия;

Раздел 3. Арифметические действия
3.1. Сложение и вычитание чисел в
пределах 20.

https://resh.edu.ru
Математическая викторина

3.2. Названия компонентов действий,
результатов действий сложения,
вычитания. Знаки сложения и
вычитания, названия компонентов
действия. Таблица сложения.
Переместительное свойство
сложения.

10

3.3. Вычитание как действие, обратное
сложению.

2

1

6

Учебный диалог: «Сравнение практических
Устный опрос;
Письменный
(житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же
контроль;
арифметического действия, разных
арифметических действий»;
Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской работы:
перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения,
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с
использованием заданной единицы счёта;
Работа в парах/группах: проверка правильности
вычисления с использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в
записи арифметических
действий, одного и того же действия с разными
числами;
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений числовых выражений (без
вычислений), по результату действия;

https://resh.edu.ru

Учебный диалог: «Сравнение практических
(житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же
арифметического действия, разных
арифметических действий»;
Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по частям и др.;

https://resh.edu.ru

Устный опрос;

3.4. Неизвестное слагаемое.

1

3.5. Сложение одинаковых слагаемых.
Счёт по 2, по 3, по 5.

3

Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
Устный опрос;
Письменный
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
контроль;
использованием числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении суммы;
Работа в парах/группах: проверка правильности
вычисления с использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в
записи арифметических
действий, одного и того же действия с разными
числами;
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений числовых выражений (без
вычислений), по результату действия;

1

Учебный диалог: «Сравнение практических
(житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же
арифметического действия, разных
арифметических действий»;
Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение,
приведение примера (с помощью учителя или по образцу),
иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской работы:
перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения,
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с
использованием заданной единицы счёта;
Работа в парах/группах: проверка правильности
вычисления с использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в
записи арифметических
действий, одного и того же действия с разными
числами;
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом
действия;

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

3.6. Прибавление и вычитание нуля.

1

3.7. Сложение и вычитание чисел без
перехода и с переходом через
десяток.

4

1

Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение,
Устный опрос;
Практическая
приведение примера (с помощью учителя или по образцу),
работа;
иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской работы:
перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций);
Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения,
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с
использованием заданной единицы счёта;
Работа в парах/группах: проверка правильности
вычисления с использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в
записи арифметических
действий, одного и того же действия с разными
числами;
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений числовых выражений (без
вычислений), по результату действия;

https://resh.edu.ru

Учебный диалог: «Сравнение практических
(житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же
арифметического действия, разных
арифметических действий»;
Обсуждение приёмов сложения, вычитания:
нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по частям и др.;
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении
суммы;
Пропедевтика исследовательской работы:
перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических
и учебных ситуаций);

https://resh.edu.ru

Устный опрос;
Письменный
контроль;

3.8. Вычисление суммы, разности трёх
чисел.

2

Итого по разделу

65

Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения,
способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством
педагога выполнение счёта с
использованием заданной единицы счёта;
Работа в парах/группах: проверка правильности
вычисления с использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в
записи арифметических
действий, одного и того же действия с разными
числами;
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений числовых выражений (без
вычислений), по результату действия;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru

3

Раздел 4. Текстовые задачи
4.1. Текстовая задача: структурные
элементы, составление текстовой
задачи по образцу.

2

4.2. Зависимость между данными и
искомой величиной в текстовой
задаче.

2

1

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
Устный опрос;
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, Практическая
работа;
схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи);
Обобщение представлений о текстовых задачах,
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколько осталось»). Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;

https://resh.edu.ru
Математическая лотерея
(шуточные задачи)

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
Устный опрос;
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы,
схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи);
Обобщение представлений о текстовых задачах,
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью
предметной модели сюжетной ситуации и
математическогоотношения. Иллюстрация
практической ситуации с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение выбора
арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;

https://resh.edu.ru

4.3. Выбор и запись арифметического
действия для получения ответа на
вопрос.

1

4.4. Текстовая сюжетная задача в одно
действие: запись решения, ответа
задачи.

11

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
Устный опрос;
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, Письменный
контроль;
схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи);
Обобщение представлений о текстовых задачах,
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколько осталось»). Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью
предметной модели сюжетной ситуации и
математического отношения. Иллюстрация
практической ситуации с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение выбора
арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;
1

6

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы,
схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи);
Обобщение представлений о текстовых задачах,
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколько осталось»). Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью
предметной модели сюжетной ситуации и
математического отношения. Иллюстрация
практической ситуации с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение выбора
арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

4.5. Обнаружение недостающего
элемента задачи, дополнение текста
задачи числовыми данными (по
иллюстрации, смыслу задачи, её
решению).

2

Итого по разделу

18

Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
Устный опрос;
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, Письменный
контроль;
схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи);
Обобщение представлений о текстовых задачах,
решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью
предметной модели сюжетной ситуации и
математическогоотношения. Иллюстрация
практической ситуации с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение выбора
арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;

https://resh.edu.ru

https://resh.edu.ru
Проект «Математика вокруг нас.
Форма, размер, цвет. Узоры и
орнаменты»

1

Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры
5.1. Расположение предметов и
объектов на плоскости, в
пространстве: слева/справа,
сверху/снизу, между; установление
пространственных отношений.

4

4

Практическая деятельность: графические и
измерительные действия в работе с карандашом и линейкой:
копирование, рисование фигур по
инструкции;
Ориентировка в пространстве и на плоскости
(классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т.
д.). Установление направления, прокладывание маршрута;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

5.2. Распознавание объекта и его
отражения.

1

1

Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей; Практическая
деятельность: графические и
измерительные действия в работе с карандашом и линейкой:
копирование, рисование фигур по
инструкции;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

5.3. Геометрические фигуры:
распознавание круга, треугольника,
прямоугольника, отрезка.

3

3

Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения:
«Угадай фигуру по описанию»,«Расположи фигуры в заданном
порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.;
Практическая деятельность: графические и
измерительные действия в работе с карандашом и линейкой:
копирование, рисование фигур по
инструкции;
Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние
элементов узора, геометрической фигуры; Составление пар: объект и
его отражение;
Практические работы: измерение длины отрезка,
ломаной, длины стороны квадрата, сторон
прямоугольника. Комментирование хода и результата работы;
установление соответствия результата и
поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на плоскости
(классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т.
д.). Установление направления, прокладывание
маршрута;
Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение
геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по
длине;
Предметное моделирование заданной фигуры из
различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.),
составление из других
геометрических фигур;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

5.4. Построение отрезка, квадрата,
треугольника с помощью линейки;
измерение длины отрезка в
сантиметрах.

6

1

4

Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения:
«Угадай фигуру по описанию»,«Расположи фигуры в заданном
порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.;
Практическая деятельность: графические и
измерительные действия в работе с карандашом и линейкой:
копирование, рисование фигур по
инструкции;
Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние
элементов узора, геометрической фигуры; Творческие задания:
узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора,
линии (по клеткам); Составление пар: объект и его отражение;
Практические работы: измерение длины отрезка,
ломаной, длины стороны квадрата, сторон
прямоугольника. Комментирование хода и результата работы;
установление соответствия результата и
поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на плоскости
(классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т.
д.). Установление направления, прокладывание
маршрута;
Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение
геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по
длине;
Предметное моделирование заданной фигуры из
различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.),
составление из других
геометрических фигур;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оце
ночного
листа»;

https://resh.edu.ru

5.5. Длина стороны прямоугольника,
квадрата, треугольника.

5

5

Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения:
«Угадай фигуру по описанию»,«Расположи фигуры в заданном
порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.;
Практическая деятельность: графические и
измерительные действия в работе с карандашом и линейкой:
копирование, рисование фигур по
инструкции;
Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние
элементов узора, геометрической фигуры; Творческие задания:
узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора,
линии (по клеткам); Составление пар: объект и его отражение;
Практические работы: измерение длины отрезка,
ломаной, длины стороны квадрата, сторон
прямоугольника. Комментирование хода и результата работы;
установление соответствия результата и
поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на плоскости
(классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т.
д.). Установление направления, прокладывание
маршрута;
Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение
геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по
длине;
Предметное моделирование заданной фигуры из
различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.),
составление из других
геометрических фигур;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оце
ночного
листа»;

5.6. Изображение прямоугольника,
квадрата, треугольника.

1

1

Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей; Предметное
моделирование заданной фигуры из
различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.),
составление из других
геометрических фигур;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оце
ночного
листа»;

Итого по разделу

20

Раздел 6. Математическая информация

1

6.1. Сбор данных об объекте по образцу.
Характеристики объекта, группы
объектов (количество, форма,
размер); выбор предметов по
образцу (по заданным признакам).

3

1

1

Коллективное наблюдение: распознавание в
окружающем мире ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и решить
математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами
наблюдаемых фактов, закономерностей;
Ориентировка в книге, на странице учебника,
использование изученных терминов для описания положения
рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление
предложений, характеризующих положение одного предмета
относительно другого. Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»),
переместительное свойство сложения;
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество,
назначение и др.). Таблица как способ представления информации,
полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и
т.д.);
Знакомство с логической конструкцией «Если … , то…».Верно
или неверно: формулирование и проверка предложения;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
Математический КВН
работа;
Самооценка с
использованием«Оце
ночного
листа»;

6.2. Группировка объектов по
заданному признаку.

4

4

6.3. Закономерность в ряду заданных
объектов: её обнаружение,
продолжение ряда.

1

1

6.4. Верные (истинные) и неверные
(ложные) предложения,
составленные относительно
заданного набора математических
объектов.

1

Коллективное наблюдение: распознавание в
окружающем мире ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и решить
математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем мире,
описание словами наблюдаемых фактов,
закономерностей;
Ориентировка в книге, на странице учебника,
использование изученных терминов для описания
положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе
бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление
предложений, характеризующих положение одного предмета
относительно другого. Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»),
переместительное свойство сложения;
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество,
назначение и др.). Таблица как способ представления информации,
полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и
т.д.);
Знакомство с логической конструкцией «Если … , то…».Верно
или неверно: формулирование и проверка предложения;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оце
ночного
листа»;

Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление
предложений, характеризующих положение одного предмета
относительно другого. Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»),
переместительное свойство сложения;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оце
ночного
листа»;
https://resh.edu.ru

6.5. Чтение таблицы (содержащей не
более четырёх данных); извлечение
данного из строки, столбца;
внесение одного-двух данных в
таблицу

3

6.6. Чтение рисунка, схемы 1—2
числовыми данными (значениями
данных величин).

2

Коллективное наблюдение: распознавание в
окружающем мире ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и решить
математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем мире,
описание словами наблюдаемых фактов,
закономерностей;
Ориентировка в книге, на странице учебника,
использование изученных терминов для описания положения
рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление
предложений, характеризующих положение одного предмета
относительно другого. Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»),
переместительное свойство сложения;
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество,
назначение и др.). Таблица как способ представления информации,
полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и
т.д.);

Устный опрос;

Коллективное наблюдение: распознавание в
окружающем мире ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и решить
математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем мире,
описание словами наблюдаемых фактов,
закономерностей;
Ориентировка в книге, на странице учебника,
использование изученных терминов для описания
положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе
бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Упорядочение математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление
предложений, характеризующих положение одного предмета
относительно другого. Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»),
переместительное свойство сложения;
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество,
назначение и др.). Таблица как способ представления информации,
полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и
т.д.);

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru

Самооценка с
использованием«О
ценочного
листа»;

https://resh.edu.ru

6.7. Выполнение 1—3-шаговых
инструкций, связанных с
вычислениями, измерением длины,
построением геометрических фигур.

2

Итого по разделу:

16

1

165

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

93

Коллективное наблюдение: распознавание в
окружающем мире ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и решить
математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем мире,
описание словами наблюдаемых фактов,
закономерностей;
Ориентировка в книге, на странице учебника,
использование изученных терминов для описания
положения рисунка, числа, задания и пр. на странице, на
листе бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Упорядочение математических объектов с опорой
на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление
предложений, характеризующих положение одного
предмета относительно другого. Моделирование отношения
(«больше», «меньше», «равно»),
переместительное свойство сложения;
Работа в парах :поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество,
назначение и др.). Таблица как способ представления
информации, полученной из повседневной жизни
(расписания, чеки, меню и т.д.);

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;

2 КЛАСС
Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение» ;

3 КЛАСС
Математика (в 2 частях), 3 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение» ;

4 КЛАСС
Математика (в 2 частях), 4 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение» ;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика. Методические рекомендации. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.].
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1) РЭШ https://resh.edu.ru/
2) ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Ноутбук, проектор

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы по математике


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».