Рабочая программа по информатике 5-6 кл., внеурочная
деятельность
Пояснительная записка
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же
стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и
программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники
еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла
компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной
деятельности людей.
Информатика - наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и межпредметные
знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к восприятию окружающего
нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области. На уроках информатики ребенок учится
основам: информации и ее обработке, логике, алгоритмическому мышлению, умению создать алгоритм
решения той или иной задачи, основам моделирования процессов, практическому применению
«абстрактной теории» в практике и т. д.
В содержание курса кружка включен материал, который входит в определенные стандартами
основного общего образования знания, навыки и умения для изучения информатики и ИКТ в 5-6
общеобразовательных классах.
На занятиях кружка большая часть времени отводится для практической работы с компьютером по
обработке различных видов информации. Выставление отметок или проведение зачетов не планируется.
Задачи элективного курса:
• сформировать первичное представление о строении компьютера;
• сформировать навыки обработки информации при помощи компьютера.
Особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для изучения информатики в 7-11 классах.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
Программа кружка рассчитана на 35 часов. Она предназначена развития интереса учащихся к
информационным технологиям.
Формы и методы работы
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и
нетрадиционные.
Формы проведения занятий:
✓ игра;
✓ исследование;
✓ творческий практикум;
✓ соревнование;
✓ презентация проекта.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
✓ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
✓ наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу);
✓ практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
✓ объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
✓ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
✓ частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
✓ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
✓ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
✓ индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
✓ групповой – организация работы в группах;
✓ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Особенности проведения занятий:
✓ теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
✓ для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные
упражнения;
✓ практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 25 минут;
✓ работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма
разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.
Данная рабочая программа рассчитана в объеме 70 часов:
− 5 класс на 35 ч в год (1 час в неделю).
− 6 класс на 35 ч в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам
познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
•
наличие
представлений
об
информации
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
•
•
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное
отношение
к
информации
с
учетом
правовых
этических аспектов ее распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки
в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием
средств и методов информатики и ИКТ;
•
способность
и
готовность
к
общению
сверстниками
и
взрослыми
в
процессе
полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
как
важнейшем
и
и
сотрудничеству
со
образовательной,
общественно-
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных
ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
•
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
•
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное и т.д)
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в
рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию
из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
ИКТ-компетентность
- широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с
устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация
хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры;
•
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их
свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном
обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной
этики и
права.
Содержание учебного курса
Раздел учебного курса,
кол-во часов
Характеристика деятельности
Элементы содержания
ученика
Виды контроля
5 класс (34 часа)
Компьютер
Тестирование.
Аналитическая деятельность:
универсальная машина для выделять
аппаратное
и
работы
с
программное
обеспечение Практическая работа.
компьютер. Основы
информацией.
компьютера;
устройства
работы на компьютере. Техника
безопасности
и Анализировать
компьютера
с
точки
зрения
правила
поведения
в
Всего 9 часов.
организации
процедур ввода,
кабинете информатики.
хранения, обработки, вывода и
Из них:
Информация.
Восприятие передачи информации;
информации.
Виды Определять
технические
• практика - 3 часа. •
информации. Действия с средства, с помощью которых
теория - 6 часов.
может быть реализован
ввод
информацией.
информации
(текста,
звука,
Назначение
компьютера. изображения) в компьютер.
Основные
элементы
его Практическая деятельность:
строения: процессор, память,
• выбирать и запускать
нужную программу;
внешние
устройства.
Назначение, виды и общее
• работать с основными
строение памяти.
элементами
пользовательского
Общее назначение внешних
интерфейса: использовать
устройств:
монитора,
меню,
обращаться
за
дисковода,
клавиатуры,
справкой,
работать
с
«мыши», принтера, сканера,
окнами
(изменять
модема.
размеры и перемещать
Общее
понятие
об
окна,
реагировать
на
операционной
системе.
диалоговые
окна);
Основные
элементы
ОС
• вводить
информацию
Windows: рабочий стол, окно,
в
компьютер
с
панель,
меню,
кнопка.
помощью
клавиатуры
Управление
компьютером.
(приемы
Настройка экрана.
квалифицированного
клавиатурного
письма),
Назначение
клавиатуры.
мыши
и
других
Группы
клавиш,
их
технических средств;
назначение. «Слепой» метод
• задавать,
печати. Раскладка клавиш для
переименовывать,
пальцев рук.
перемещать, копировать и
удалять файлы;
• соблюдать
требования
к
организации
компьютерного
рабочего
места,
требования
безопасности и гигиены
при
работе
со
средствами ИКТ.
Информация и
Раздел учебного курса,
кол-во часов
Характеристика деятельности
Элементы содержания
ученика
Виды контроля
и Аналитическая деятельность:
Тестирование.
Обработка информации. Информация
информатика.
• приводить
примеры
передачи,
хранения
Как
человек получает
Всего 7 часов.
и
информацию.
Из них:
обработки
информации
Виды
информации
по
• теория - 5 часов.
в деятельности человека, в
способу получения.
• практика - 2 часа.
живой природе:
Хранение информации.
• приводить примеры
Память обществе, технике,
информационных
носителей;
человека
и
память
человечества.
• классифицировать
информацию
по
Носители информации.
способам
ее
восприятия
Передача
информации.
человеком, по формам
Источник, канал, приемник.
представления
на
Примеры
передачи
материальных
носителях;
информации.
Электронная
Практическая деятельность:
почта.
• кодировать
и
Код,
кодирование
декодировать сообщения,
информации.
Способы
используя
простейшие
кодирования
информации.
коды;
Метод координат.
• работать с электронной
почтой
(регистрировать
почтовый
ящик
и
Формы
Аналитическая
деятельность:
Тестирование.
пересылать
сообщения).
Текстовая информация представления
информации.
Практическая работа.
•
соотносить этапы (ввод,
Текст
как
форма
редактирование,
Всего часов 13 часов.
представления
информации.
форматирование) создания
Табличная
форма
Из них:
текстового документа и
представления информации.
• теория - 7 часов.
возможности тестового
Текстовый
редактор.
процессора по их
• практика - 6 часов.
Правила
ввода
текста.
реализации;
Слово, предложение, абзац.
• определять инструменты
Приемы
редактирования
текстового редактора для
(вставка, удаление и замена
выполнения базовых
символов).
операций по созданию
Фрагмент.
Перемещение
текстовых документов.
и удаление
фрагментов. Практическая деятельность:
Буфер
обмена.
• создавать
несложные
Копирование фрагментов.
текстовые
документы
на
Проверка
правописания,
родном
и
иностранном
расстановка
переносов.
Форматирование
символов
языках;
(шрифт,
размер,
• выделять, перемещать и
начертание, цвет).
удалять
фрагменты
Форматирование
абзацев
текста;
(выравнивание,
отступ
• создавать тексты
с
первой
строки,
повторяющимися
междустрочный интервал и
фрагментами;
др.). Создание
и
•
осуществлять
форматирование списков.
орфографический контроль
Вставка
в
документ
в текстовом
документе с помощью
таблицы, ее форматирование и
средств
текстового
заполнение данными.
процессора;
Наглядные
формы
представления информации.
Раздел учебного курса,
кол-во часов
Характеристика деятельности
Элементы содержания
ученика
Виды контроля
Компьютерная
графика.
Тестирование.
Компьютерная графика Простейший
графический
Практическая работа.
редактор.
Аналитическая деятельность:
Всего часов 6 часов.
Инструменты
графического
• Выделять в сложных
редактора.
Из них:
графических
объектах
Инструменты
создания
простые
(графические
• теория - 3 часов.
простейших
графических
примитивы);
• практика - 3 часов.
объектов.
Исправление
• планировать
работу
ошибок
и
внесение
сложных
графических
изменений.
Работа
с
объектов
из простых;
фрагментами: удаление,
• определять инструменты
перемещение,
графического редактора для
копирование.
выполнения базовых
Преобразование фрагментов.
операций по созданию
Устройства
ввода
изображений;
графической информации.
Практическая деятельность:
• использовать простейший
(растровый
и/или
векторный)
графический
редактор
для создания
и редактирования
изображений;
создавать
сложные
графические
объекты
с
повторяющимися
и
/или
преобразованными фрагментами.
6 класс (35 часов)
Алгоритм, исполнитель.
Алгоритмический язык
Всего часов 29 часов.
Из них:
• теория - 13 часов.
• практика - 16 часов.
Понятие
алгоритма.. Аналитическая деятельность:
Тестирование.
Словесный способ записи
• соотносить
этапы Практическая работа.
алгоритма.
Понятие
разработки алгоритма для
исполнителя;
исполнителя,
его
характеристики.
Среда
• определять
команды
обитания, система команд,
исполнителя;
набор
действий.
• приводить
примеры
Исполнитель «Робот» и его
алгоритмов
в
система
команд.
повседневной жизни (с
установлением
Исполнитель «Чертежник» и
исполнителя);
система его команд.
Понятие алгоритмического
• понятие
линейного
алгоритма;
языка.
Правила
оформления
алгоритма
• понятие
алгоритма
со
управления.
Ошибки в
структурой ветвления;
алгоритмах.
Выполнение
• понятие повторяющихся
алгоритма на компьютере.
алгоритмов.
Программа
«КуМир»,
Практическая
деятельность:
основные
команды,
• создавать и выполнять
командные клавиши, запуск
алгоритмы
управления
программы,
выход
из
«Роботом»;
программы.
Загрузка
• решение
задач
модели
рабочего
поля,
управления;
сохранение алгоритма.
• алгоритмы с ветвлением.
• использование
повторяющихся структур;
• управление исполнителем
«Роботом».
Раздел учебного курса,
кол-во часов
Интернет.
Электронная
почта.
Сайт
Всего часов 6 часов.
Из них:
• теория - 3 часа.
• практика - 3 часа.
Характеристика деятельности
Элементы содержания
Виды контроля
ученика
Роль
глобально
сети Аналитическая деятельность:
Тестирование.
Internet
в
современном
• представление информации Практическая работа.
мире. Поисковые системы.
в
глобальной
сети
Электронная почта. Сайт.
интернет;
• основная структура сайта;
• примеры
поисковых
систем.
Практическая деятельность:
• создание первой интернет
страницы;
• создание
дополнительных страниц и
оглавления;
•
использование таблиц
сайтостроении.
в