Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа п. Попов Порог
Утверждаю
Директор О.Ю.Руцкая
__________________
Приказ № _______________________________
Рабочая программа
по ОБЖ
8,9 класс
2020-2025 учебный год
Разработчик программы:
Е.О.Дейдул
учитель ОБЖ
2020 г
Пояснительная записка.
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» основной общеобразовательной программы основного общего
образования адресована обучающимся муниципального казенного общеобразовательного
учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов Порог.
Программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Федерального
государственного
образовательного
стандарт
основного
общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010г. №1897.
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог.
Учебного плана основной общеобразовательной программы основного общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог.
Авторской учебной программа «Основы безопасности жизнедеятельности»,
разработанная В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в
соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего
образования.
Для реализации программного содержания используется:
С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности
жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.:
Дрофа, 2018.
С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности
жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.:
Дрофа, 2019.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 8 классе.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе.
Содержание программы 8 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства(28ч)
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2ч)
Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной
катастрофе,
чрезвычайной
характеристика
ситуации
чрезвычайных
техногенного
ситуаций
характера.
техногенного
Классификация
характера
по
и
масштабу
распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного
характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом
биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных
системах, обрушения зданий и сооружений и др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие
о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного
характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного
характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных
ситуаций.
Глава 2. Взрывы и пожары (7ч).
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины
пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских
помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и
взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их
причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения,
оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания
процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту
возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени
прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и
объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в
жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях.
Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров.
Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на
объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие
факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды,
токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и
вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного
поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении
температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва.
Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала.
Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях.
Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила
безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по
предотвращению паники.
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (6ч)
Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом
веществе,
химически
опасном
объекте,
химической
аварии.
Классификация
промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и
республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм
человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм
человека.
Понятие
об
аварийно
химически
опасном
веществе.
Наиболее
распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.),
характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и
оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины
химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического
поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения,
их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы
защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы
оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные
свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие
людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически
опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и
правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после
выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически
опасными веществами.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4ч)
Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека.
Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика.
Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего
излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных
источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационно опасном объекте.
Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление
районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном
объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ.
Понятие
о
периоде
полураспада.
Радиоактивное
загрязнение
местности.
Виды
радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о
радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и
установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых
доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые
значения заражения продуктов питания и воды.
Защита
от
радиационных
аварий.
Меры
предосторожности,
принимаемые
проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае
поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации,
действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании
на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной
защиты,
использование
средств
индивидуальной
защиты,
проведение
йодной
профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
Глава 5. Гидродинамические аварии (2ч).
Аварии на гидродинамических опасных объектах, их причины и последствия.
Классификация
гидродинамических
аварий.
Затопление
как
последствие
гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического
затопления и их характеристика. Классификация гидродинамических опасных объектов,
основные
причины
аварий
на
них.
Поражающие
факторы
и
последствия
гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий
аварий на гидродинамических опасных объектах. Основные меры по защите населения.
Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамических опасных объектах.
Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте (2ч)
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их
основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение
на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила
движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения.
Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге. Из истории
транспортных аварий.
Глава 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера (5ч) Чрезвычайные ситуации
экологического характера
Состояние
природной
среды
и
жизнедеятельность
человека.
Антропогенные
изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы
воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического
характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их
классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной
деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды.
Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности
человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава
атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки.
Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по
улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле.
Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных
природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод.
Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины
сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье
человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением
пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияние на
загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно
допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества
воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных
экологических факторов.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (3ч)
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при
чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия
первой помощи при массовых поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.
Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых
веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт,
через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие
правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными
веществами:
удушающего
действия;
общеядовитого
действия;
удушающего
и
общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного
действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении
соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой
химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой
помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями.
Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями
(при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу).
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (4ч)
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие
растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие
хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости,
мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании. Роль
закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы
окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные
ванны, закаливание водой.
Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание
семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов.
Пути достижения взаимопонимания в семье.
Содержание программы 9 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14ч)
Глава 1. Современный комплекс проблем безопасности (5ч)
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Краткое содержание основных правовых актов.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о национальной
безопасности и основные направления ее обеспечения. Угрозы в сфере военной,
государственной и общественной безопасности. Меры по защите от этих угроз.
Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Понятие о
терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и экстремизма и их
характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере
антитеррористической
деятельности.
Правовая
основа
антитеррористической
деятельности в России.
Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании,
токсикомании. Социальная опасность наркотизма. Правовая основа государственной
политики в сфере оборота наркотических и психотропных веществ.
Глава 2. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (2ч).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о
гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны и защиты
населения. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской обороной.
Организация
единой
государственной
системы
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Цели, задачи и структура РСЧС. Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и
структура РСЧС. Координационные органы РСЧС и их характеристика.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Режимы функционирования и
основные мероприятия при их введении: в отсутствие чрезвычайной ситуации; при угрозе
ее возникновения; при возникновении и ликвидации. Силы и средства РСЧС, их задачи и
характеристика.
Глава 3. Международное гуманитарное право (3ч)
Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за
нарушение норм. Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его
применения. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права.
Основные документы международного гуманитарного права. Действия, нарушающие
нормы международного гуманитарного права, и ответственность за их совершение.
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и
духовного
персонала.
Правовая
защита
раненых,
больных
и
потерпевших
кораблекрушение. Обеспечение защиты раненых и больных во время вооруженного
конфликта. Основные требования по защите раненых и больных из состава действующей
армии и вооруженных сил на море. Защита медицинского и духовного персонала. Состав
медицинских формирований и их эмблемы.
Защита военнопленных и гражданского населения. Понятие о комбатанте и
военнопленном. Основные требования по защите военнопленных. Случаи применения
защитных мер в отношении гражданского населения. Основные требования по защите лиц
из числа гражданского населения, находящихся во власти противника. Особая защита
женщин и детей.
Глава 4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (3ч)
Защита от мошенников. Понятие о мошенничестве, обмане, злоупотреблении доверием.
Распространенные способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если вы
подозреваете, что являетесь объектом мошенничества.
Безопасное поведение девушек. Понятие о преступлениях на сексуальной почве.
Безопасное поведение девушек при столкновении с молодыми и взрослыми хулиганами,
уголовниками и лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения
девушки в обществе мужчины: в незнакомом месте; при возникновении угрозы или
опасности насилия. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее
уязвимые части тела.
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из
конфликтных ситуаций. Самооценка поведения. Признаки потенциальной жертвы.
Уверенное и
решительное поведение в криминогенных ситуациях.
Тренировка
уверенности. Правила безопасного поведения при неизбежности конфликта. Поведение
при столкновении с хулиганами, похищении, попытке изнасилования.
Раздел.2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7ч)
Глава 5. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3ч)
Причины травматизма и пути их предотвращения. Понятие о травматизме. Основные
причины травматизма и виды травм в школьном возрасте. Меры по предотвращению
различных видов травм.
Безопасное поведение дома и на улице. Правила безопасного поведения в быту,
снижающие риск получения травм в домашних условиях. Меры по снижению опасности
на воде. Защита от дорожно-транспортных происшествий. Что делать, если вы оказались
свидетелем или участником ДТП.
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. Правила
поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках
физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью
травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической культуры и на
занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение.
Глава 6. Основы медицинских знаний (4ч)
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. Понятие о ране. Виды ран.
Понятие об антисептике и ее виды. Основные антисептические средства и порядок их
применения. Понятие об асептике. Предупреждение инфицирования ран с помощью
асептических средств.
Травмы головы, позвоночника и спины. Причины травм головы и позвоночника.
Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение
головного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы
повреждения спины. Предупреждение повреждения спины и первая помощь при болях.
Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти и ее признаки.
Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность
проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации.
Понятие о прекордиальном ударе, непрямом массаже сердца, искусственной вентиляции
легких. Техника и последовательность действий при выполнении этих реанимационных
мероприятий.
Основные неинфекционные заболевания. Характеристика наиболее распространенных
и опасных неинфекционных заболеваний. Причины неинфекционных заболеваний и
доступные меры их профилактики.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (14ч)
Глава 7. Здоровье и здоровый образ жизни
Здоровье человека. Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье.
Характеристика групп здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным
и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и
современные методы оздоровления. Понятие о здоровом образе жизни. Основные
компоненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание,
закаливание, режим труда и отдыха; их характеристика. Теории оздоровления.
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма
человека и его здоровье. Понятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и
их влияние на организм человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль
внутренней среды организма.
Глава 8. Личная гигиена (3ч)
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Понятие о гигиене и личной
гигиене. Правила ухода за кожей. Основная функция одежды и гигиенические требования
к ней.
Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности
организма. Группы продуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в
рационе взрослого человека и подростка. Суточное распределение пищевого рациона.
Гигиена питания. Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды.
Способы очистки воды.
Гигиена жилища и индивидуального строительства. Гигиена жилища. Микроклимат
помещения.
Нормы
искусственной
освещенности.
Гигиена
индивидуального
строительства.
Глава 9. Физиологические и психологические особенности организма подростка (4ч).
Физиологическое
физиологического
и
психологическое
развития
в
период
развитие
полового
подростков.
созревания.
Особенности
Психологическая
уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Мероприятия, помогающие
справиться с чувствами и эмоциями.
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции. Понятие о
влюбленности. Рекомендации по снятию стресса, вызванного безответной любовью.
Понятие о «ловушках влюбленности». Нежелательные мотивы вступления в сексуальные
отношения.
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Понятие о
конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила поведения в
конфликтной ситуации. Управление чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации.
Приемы управления чувствами и эмоциями.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде. Причины и
факторы, повышающие вероятность суицида. Признаки, указывающие на возможность
суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и пола. Суицид среди подростков и
молодежи. Причины и признаки эмоционального неблагополучия человека. Угнетенное
психическое состояние. Профилактика суицида.
Глава 10. Факторы, разрушающие здоровье человека (4ч)
Факторы, разрушающие здоровье человека
Употребление табака. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и
окружающих его людей. Стадии никотиновой зависимости. Как бросить курить.
Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Развитие
алкоголизма.
Профилактика
употребления
алкогольных
напитков.
Помощь
при
алкогольном отравлении.
Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании. Действие
наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака
наркомании и токсикомании. Развитие психической и физической зависимости от
наркотика.
Признаки
наркотического
отравления
и
отравления
лекарственными
препаратами; оказание первой помощи.
Заболевания, передающиеся половым путем. Опасность заболеваний, передающихся
половым путем. Характеристика распространенных заболеваний, передающихся половым
путем, и их негативное влияние на здоровье человека.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых
качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению;
осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил
экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности;
принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; формирование
чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма,
2дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в
решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера; знание и понимание роли государства в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства; развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих; формирование личности безопасного
типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности
других людей.
4. Эстетическое воспитание: формирование гармоничной личности, развитие
способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения
в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной научной
картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во
время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды); установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков,
овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с
учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
3понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной
среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; укрепление ответственного
отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты,
приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологи ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности; освоение основ экологической культуры, методов
проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют
связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны
отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: формулировать проблемные вопросы, отражающие
несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую
информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования; проводить (принимать участие)
небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать
причинно-следственные связи; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по
критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение: уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; в ходе общения задавать вопросы и выдавать
ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство
позиций других участников диалога; публично представлять результаты решения учебной
задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою
роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах); определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий
продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях; аргументированно определять оптимальный вариант принятия
решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения
учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; составлять
план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости
корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели
и условиям.
Эмоциональный интеллект: управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям
других, выявлять и анализировать их причины; ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению,
признавать право на ошибку свою и чужую; быть открытым себе и другим, осознавать
невозможность контроля всего вокруг.
6Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и
следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем
будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении
систематизированных знаний основ комплексной без- опасности личности, общества и
государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского
мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими
знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и
государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа
жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты,
приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных
условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций
во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
В 8 классах выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты
экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации техногенного
характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных
ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и
последствия
пожаров,
дорожно-транспортных
происшествий
(ДТП),
загрязнения
окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении
опасных
ситуаций,
обосновывать
необходимость
повышения
уровня
культуры
безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил
пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве
пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на
здоровье неблагоприятной окружающей среды;
В 8 классах выпускник научится:
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах
проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и
обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по
правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской
Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения
национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние
последствий
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного
характера на
национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по
их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и
внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
В 8 классах выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать
взаимосвязь
между
нравственной
и
патриотической
проекцией
личности
и
необходимостью обороны государства от внешних врагов;
В 9 классе выпускник научится:
• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС
по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем
РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты
населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения
национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на
гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской
обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности
граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает
МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное
реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует
в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
• описывать
существующую
систему
оповещения
населения
при
угрозе
возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию
современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды
эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах
поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать
основные
мероприятия,
которые
проводятся
при
аварийно-
спасательных работах в очагах поражения;
• описывать
основные
мероприятия,
которые
проводятся
при
выполнении
неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в
районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре,
библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по
защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской
обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры
безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе
проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера,
классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
В 9 классе выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской
деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее
серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать
основные
положения
нормативно-правовых
актов
РФ
по
противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса
мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют
формированию антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления;
• обосновывать
значение
культуры
безопасности
жизнедеятельности
в
противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры
уголовной ответственности
за участие в
террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического
акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния
идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
• формировать
индивидуальные
качества,
способствующие
противодействию
экстремизму и терроризму;
• использовать
знания
о
здоровом
образе
жизни,
социальных
нормах
и
законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам
нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к
любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
В 8 классе выпускник научится:
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей
здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны
обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
В 9 классе выпускник научится:
• классифицировать
знания об
основных
факторах,
разрушающих
здоровье;
характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки,
ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской
Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для
обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов)
для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной,
физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
В 8 классе выпускник научится:
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность
действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее
часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и
различать её средства в конкретных ситуациях;
В 8, 9 классе выпускник научится:
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в
условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в
паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Тематическое планирование 8 класс
Название главы
Характеристики основных видов деятельности ученика
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства(28)
Получают представление о производственных и
транспортных авариях и катастрофах, классификации
чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Глава 1. Производственные
Изучают и анализируют причины чрезвычайных
аварии и катастрофы (2ч)
ситуаций техногенного характера. Приобретают знания
о мерах по предупреждению и защите от таких
чрезвычайных ситуаций.
Получают представление о причинах и видах аварий на
пожаро- и взрывоопасных объектах.
Получают представление о взрыве, пожаре, процессе
горения.
Узнают о классификации пожаров, условиях и видах их
распространения
Изучают и анализируют причины взрывов и пожаров в
жилых и общественных зданиях, на промышленных
Глава 2. Взрывы и пожары (7ч)
предприятиях.
Изучают и анализируют воздействие на людей опасных
факторов и поражающих факторов взрыва.
Изучают правила безопасного поведения при пожарах и
взрывах,
применения
первичных
средств
пожаротушения.
Изучают и тренируются правильно действовать при
возникновении паники во время пожара.
Получают представление об аварийно химически
опасных веществах, химически опасных объектах и
химических авариях.
Изучают классификацию АХОВ в зависимости от
Глава 3. Аварии с выбросом воздействия на организм человека и характеристики
аварийно химически
распространенных АХОВ.
опасных веществ (6ч)
Узнают о причинах и последствиях химических аварий.
Получают представление об очаге и зоне химического
заражения, стойкости АХОВ.
Изучают основные способы защиты населения от
АХОВ. Учатся изготавливать ватно-марлевые повязки,
проводить герметизацию помещений.
Учатся правильно действовать при авариях с выбросом
АХОВ.
Получают представление о радиоактивном излучении, о
естественных и искусственных источниках этого
излучения, дозах облучения людей, внешнем и
внутреннем облучении, путях попадания радиоактивных
веществ в организм человека.
Получают представление о радиационно опасных
объектах, классификации и причинах аварий на этих
Глава 4. Аварии с выбросом
объектах, зонах радиоактивного заражения местности
радиоактивных веществ (4ч)
при таких авариях.
Изучают виды радиационного воздействия на людей и
животных и их последствия.
Учатся правильно действовать при авариях на
радиационно опасных объектах. Изучают правила
безопасного поведения при проживании на загрязненной
местности.
Получают представление о гидродинамически опасных
объектах
и
гидродинамических
авариях,
их
классификации, причинах, поражающих факторах и
Глава 5. Гидродинамические последствиях.
аварии (2ч)
Изучают
меры
по
уменьшению
потерь
от
гидродинамических
аварий.
Учатся
правильно
действовать при внезапном затоплении и после схода
воды.
Получают представление об автомобильных авариях и
Глава 6. Чрезвычайные
катастрофах, их главных причинах.
ситуации на транспорте (2ч) Изучают правила безопасного поведения на дорогах
велосипедистов и водителей мопедов.
Получают представление о негативном влиянии
деятельности человека на окружающую среду, источниках
загрязнения
биосферы,
чрезвычайных
ситуациях
экологического характера и их классификации.
Узнают об источниках и причинах загрязнения атмосферы.
Узнают о причинах ухудшения качества пресных вод.
Получают представление о сточных водах и их
Глава 7. Чрезвычайные
классификации.
ситуации экологического
Узнают о причинах деградации земель. Получают
характера (5)
представление о промышленных, бытовых, твердых и
жидких отходах.
Получают представление о предельно допустимых
концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и
почве, нормах качества атмосферы, воды и почвы. Изучают
меры безопасности при нахождении на территории с
неблагоприятными экологическими условиями.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (3ч)
Первая помощь при массовых Получают представление о целях, задачах и
поражениях
мероприятиях первой помощи пострадавшим при
массовых поражениях.
Первая помощь при поражении Изучают правила оказания первой помощи при
аварийнохимически опасными отравлении АХОВ. Учатся оказывать первую помощь
веществами
при ожогах кислотой и щелочью.
Первая помощь при бытовых Учатся оказывать первую помощь при отравлении
отравлениях
минеральными удобрениями и другими химикатами.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (4ч)
Физическая культура и
закаливание
Учатся развивать у себя физические качества,
необходимые для хорошей физической формы.
Получают представление о принципах и методике
закаливания.
Учатся
выполнять
закаливающие
процедуры, используя факторы окружающей среды.
Семья в современном обществе Получают представление о браке и семье, правах и
обязанностях супругов.
Тематическое планирование 9 класс.
Название главы
Характеристики основных видов деятельности ученика
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (12)
Глава 1. Современный
Изучают
положения
Конституции
Российской
комплекс проблем безопасности Федерации, федеральные законы и подзаконные акты в
(5ч)
области обеспечения безопасности личности, общества
и государства.
Получают представление об угрозах национальной
безопасности РФ, основных направлениях и стратегии
ее обеспечения.
Получают представление о современном терроризме,
его
классификации,
основных
направлениях
деятельности по противодействию терроризму.
Получают представление о наркотизме, наркомании и
токсикомании. Изучают основы государственной
политики в отношении оборота наркотических средств
и психотропных веществ.
Получают представление об основных задачах, силах и
средствах гражданской обороны.
Глава 2. Организация единой Получают представление о функциях и структуре
государственной
РСЧС.
системы предупреждения и Получают
представление
о
режимах
ликвидации чрезвычайных
функционирования, силах и средствах РСЧС.
ситуаций (РСЧС) (2ч)
Глава 3. Международное
Изучают основные документы международного права
гуманитарное право (3ч)
Получают представление об основных требованиях
международного гуманитарного права по защите
раненых, больных, потерпевших кораблекрушение,
медицинского и духовного персонала.
Получают представление об основных требованиях
международного гуманитарного права по защите
военнопленных и гражданского населения.
Глава 4. Безопасное поведение Получают представление об основных видах и
в криминальных ситуациях (2ч) приемах мошенничества. Осваивают правила защиты
от мошенников.
Получают представление о преступлениях на
сексуальной почве. Учатся соблюдать правила
безопасного поведения и психологической защиты по
предотвращению насильственных действий.
Развивают у себя качества личности уверенного
человека. Учатся соблюдать правила безопасного
поведения, помогающие защититься от насильников и
хулиганов.
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (8ч)
Глава 5 . Профилактика травм в Изучают причины травматизма школьников и правила
старшем школьном возрасте безопасного поведения по его предотвращению.
(4ч)
Учатся соблюдать правила безопасного поведения,
помогающие предотвратить травматизм дома и на
улице.
Учатся соблюдать правила безопасного поведения,
помогающие предотвратить травмы.
Глава 6. Основы медицинских Получают представление об асептике и антисептике.
знаний (4ч)
Учатся определять признаки и оказывать первую
помощь при травмах головы и позвоночника.
Учатся определять признаки клинической смерти и
практически осваивают технику и последовательность
выполнения реанимационных мероприятий.
Получают представление о наиболее распространенных
и опасных неинфекционных заболеваниях.
Раздел III. Основы здорового образа жизни (14ч.)
Глава 7. Здоровье и
здоровом образе жизни (3ч)
Получают представление о составляющих здоровья
человека, критериях его оценки, группах здоровья
детей и подростков.
Получают представление об основных элементах
здорового образа жизни и его влиянии на
формирование личности.
Получают представление о влиянии факторов риска,
риска внешней среды на внутреннюю среду организма
человека.
Глава 8. Личная гигиена (3ч) Получают представление о гигиене и ее составляющих,
гигиенических требованиях к одежде, обуви и головным
уборам.
Узнают общие сведения о продуктах животного и
растительного происхождения и питьевой воде. Учатся
соблюдать режим питания, правильно распределять
рацион питания в течение дня.
Получают представление о гигиенических требованиях
к
современному жилищу и
индивидуальному
строительству загородных домов.
Глава 9. Физиологические и Получают
представление
о
физическом
и
психологические особенности психологическом развитии в подростковом и
организма подростка (4ч)
юношеском
возрасте.
Учатся
учитывать
эти
особенности при общении с окружающими.
Получают представление об особенностях отношений
юношей и девушек.
Учатся правильно вести себя в конфликтных
ситуациях.
Получают представление о причинах и профилактике
суцидов. Учатся преодолевать угнетенное психическое
состояние и депрессию.
Глава 10. Факторы,
Формируют у себя негативное отношение к
разрушающие здоровье человека табакокурению.
(4ч)
Формируют у себя негативное отношение к
употреблению алкоголя.
Формируют у себя негативное отношение к
употреблению
психоактивных
веществ.
Учатся
оказывать первую помощь при отравлении наркотиками
и лекарственными препаратами.
Получают
представление
о
заболеваниях,
передающихся половым путем, и путях их
профилактики.
Календарно-тематическое планирование.
Учебник: Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В.
Основы
безопасности жизнедеятельности. 9 класс.
№
Дата проведения
№
ур
параг
Тема урока
ок
план
факт
рафа
а
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и
государства (12ч)
Глава 1. Современный комплекс проблем безопасности (5ч)
1.
1 Правовые основы обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
2.
2 Угроза национальной безопасности
Российской Федерации.
3.
3 Международный терроризм как угроза
национальной безопасности.
4.
4 Наркотизм и национальная безопасность.
5.
5 Гражданская оборона как составная часть
национальной безопасности.
Глава 2. Организация единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС) (2ч)
6.
6 Цели, задачи и структура РСЧС.
7.
7 Режимы функционирования, силы и средства
РСЧС.
Глава 3. Международное гуманитарное право (3ч)
Международное гуманитарное право.
8. 3 8 Сфера применения и ответственности за
нарушение его норм.
9. 4 9 Защита раненых, больных, потерпевших
кораблекрушение, медицинского и духовного
персонала.
Защита военнопленных и гражданского
10. 5 10
населения.
Глава 4. Безопасное поведение в криминальных ситуациях
(2ч)
11. 611-12 Защита от мошенников. О безопасности
девушек.
12. 9 13
Психологические основы самозащиты в
криминогенных ситуациях.
Основные
направления
воспитательной
работы
1,2,3,7,8
Учебнотренировочная
эвакуация
Урок-диспут
«Путь к доброму
здоровью»
Викторина
«Здоров будешь
— все добудешь
Ситуативный
практикум
«Жизнь без
вредных
привычек»
1,2,,5,6,7.
Школа
выживания
Тренировка ГО
ЧС
Составить
памятку защита
от мошенников
Экскурсия в
пожарную часть
(онлайн)
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания
первой помощи (8ч)
Глава 5 . Профилактика травм в старшем школьном возрасте
(4ч)
13. 1
Причины травматизма и пути его
14
0
предотвращения.
14. 1 15 Безопасное поведение дома и на улицах.
1
15. 1 16 Безопасное поведение в школе и на занятиях
2
физкультурой и спортом.
16.
Полугодовая контрольная работа.
Глава 6. Основы медицинских знаний (4ч)
17. 1
Профилактика осложнений ран. Асептика
17
4
и антисептика.
18. 1 18 Травма головы, позвоночника и спины.
5
19. 19 Экстренная реанимационная помощь.
20. 20 Основные неинфекционные заболевания.
Раздел III. Основы здорового образа жизни (14ч.)
Глава 7. Здоровье и здоровом образе жизни (3ч)
21. 1 21
Здоровье человека.
6
22. 1 22 Здоровый образ жизни как путь к
7
достижению высокого уровня здоровья и
современные методы оздоровления.
23. 1 23 Факторы риска во внешней среде и их
8
влияние на внутреннюю среду организма
человека.
1,2,3.4,5,6,7,8
Игра - викторина
« Оказание
первой помощи»
Диспут
« Обязан ли я
помогать людям»
1.2,3,4.5.6.7.8
Семинар
«Чрезвычайные
ситуации и
безопасность
школьника»
Викторина
« Как выжить в
лесу»
Глава 8. Личная гигиена (3ч)
24.
24
25. 1
25
9
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и
одежды.
Гигиен питания и воды.
Гигиена жилища и индивидуального
строительства.
26.
26
Глава 9. Физиологические и психологические особенности
организма подростка (4ч)
27. 2 27 Психологическое и физиологическое
1
развитие подростков.
28. 28 Роль взаимоотношений в формировании
1,2,3,4,5,6,7,8
Интерактивная
игра
«Правила личной
гигиены»
Беседа
«Почему
необходимо
соблюдать
личную гигиену»
1,2,3,4,5,6,7,8
Беседа
«Конфликтные
репродуктивной функции.
29. 2 29 Виды конфликтов. Правила поведения в
2
конфликтных ситуациях.
30. 30 Суицидное поведение в подростковом возрасте.
Глава 10. Факторы, разрушающие здоровье человека (4ч)
31. 2 31
7
32. 232-33
8
33. 34
Курение табака и его влияние на здоровье.
34.
Итоговая контрольная работа.
ситуации»
1,2,3,4,5,6,7,8
Игра – квест
« Мы за
здоровый образ
жизни»
Употребление алкоголя. Наркомания и
токсикомания.
Заболевания, передающиеся половым путем.
1 час в неделю. Всего 34 часа.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Учебник: Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.
№
№
парагр
урока
афа
Дата проведения
Тема урока
план
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и
государства (29ч)
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (3ч)
1.
1
Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и их классификация.
2.
2
Опасности аварий и катастроф.
3.
2
Обеспечение личной безопасности при
техногенных авариях.
Глава 2. Взрывы и пожары (7ч)
4.
3
Взрывы и пожары.
Причины возникновения пожаров и
5.
4
взрывов и их последствия.
6.
5
Общие сведения о взрыве и пожаре.
7.
6
Классификация пожаров.
8.
7
Опасные
факторы
пожаров
поражающие факторы взрывов.
и
факт
Основные
направления
воспитательной
работы
1,2„5,6,
Учения по
пожарной
безопасности.
Эвакуация.
практическое
занятие по гражданской обороне.
Игра - викторина
«опасные места в
Карелии»
9.
8
Правила безопасного поведения при
пожарах и взрывах.
10.
9
Пожары и паника.
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно
химически опасных веществ (6ч)
11. 10 Виды
аварий на химически опасных
объектах.
12. 11 Аварийно химически опасные вещества.
13.
Причины и последствия аварий на
12
химически опасных объектах.
14.
Защита населения от аварийно химически
13
опасных веществ.
15.
14
Правила безопасного поведения при
авариях
с
выбросом
аварийно
химически опасных веществ.
1,2,3,4,5
Игра
"Безопасное
поведение в
чрезвычайных
ситуациях";
Беседа с
элементами
дискуссии
«Правила нашей
безопасности»
Полугодовая контрольная работа.
16.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4ч)
17.
18.
15
16
19.
20.
17
18
Радиация вокруг нас.
Аварии на
радиационно опасных
объектах.
Последствия радиационных аварий.
Защита радиационных аварий.
Глава 5. Гидродинамические аварии. (2ч)
Аварий
на
гидродинамически
21. 19 опасных объектах,
их причины и
последствия.
22.
20
1,2,4,,6,7,8
Практическое
занятие по отработке навыков
при ожогах.
Беседа по
технике
безопасности.
Тренировка ГО
ЧС
Защита от гидродинамических аварий.
Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте (2ч)
23.
21
Автомобильные аварии и катастрофы.
24.
22
Безопасное поведение на дорогах
велосипедистов и водителей мопедов.
Глава 7. Чрезвычайные ситуации
экологического
характера (5ч)
Состояние природной среды и
25. 23
жизнедеятельность человека.
26. 24 Изменение
состава
атмосферы
(воздушной среды).
27. 25 Изменение состава гидросферы (водной
среды).
28. 26 Изменение состава суши (почвы).
1,4,5,8
Беседа
«Безопасные
дороги»
Профилактика
травматизма
4,5,8
Игра - квест
«Природные
стихийные
бедствия»
Показатели
предельно
допустимых
воздействий на природу.
Раздел
2.
Основы
медицинских
знаний
и
правила оказания первой помощи(3ч)
Первая помощь при массовых
30. 28
поражениях.
Первая помощь при поражении
31. 29 аварийно
химически
опасными
веществами.
Первая
помощь
при
бытовых
32. 30
отравлениях.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (3ч)
29.
27
33.
31
Физическая культура и закаливание
34.
32
Семья и современное общество.
35.
1,2,7
Отработка
практических
навыков при
оказании ПМ
1,2,4,,6,7,8
Викторина
«Азбука
здоровья"
Годовая контрольная работа.
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название
раздела, темы
Дата
проведения по
плану
Причина
изменений
Корректирую
щие
мероприятия
1 час в неделю. Всего 35 часа.
Дата
проведения по
факту