1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету музыка основной общеобразовательной программы основного общего образования адресована
обучающимся 7 класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов
Порог. Программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010г.№ 1897.
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ООШ п. Попов Порог.
Ученого плана основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ ООШ п. Попов Порог.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений
«Искусство. Музыка 5-9 классы.» Авторы: В.В.Алеев.,Т.И. Науменко., Т.Н.Кичак. Москва. Дрофа.2014г.
Учебник «Искусство.Музыка» 7 класс, автор Т.И.Науменко, В.В.Алеев.
(Москва. Дрофа. 2014 г.)
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно – методический комплекс:
1. Искусство. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2016г.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016г.
3. Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В.
Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.
4. Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2012.
Количество часов по учебному плану: Всего 35 часа в год; в неделю 1 час.
1
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Музыка в 7 классе соответствуют следующим планируемым результатам:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее
России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам
Отечества.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья
инвалидам;
- содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; - сохранение, поддержки и развитие этнических культурных
традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к
разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
7. Экологическое воспитание включает:
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умении и навыков разумного природопользования, нетерпимого
отношения к действиям, приносящим вред экологии.
2
8. Ценности научного познания подразумевает:
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в
реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной
музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик научится:
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального
мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной
терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры
мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности
музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.,
отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого
понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,
3
воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации
выбора;
структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный
материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер,
балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра,
ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся
исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и
противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального
или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя:
выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока
Раздел, тема
1 четверть «Содержание в музыке»
1
Магическая единственность музыкального произведения
2
Музыку трудно объяснить словами
Количество
часов
9 часов
1
1
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,3,4,6,7,8
Торжественная
4
3,4
5
6
Что такое музыкальное содержание?
Музыка, которую необходимо объяснить словами
2
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
1
1
7
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»
1
8
Когда музыка не нуждается в словах
1
9
Содержание в музыке.
1
2 четверть: «Музыкальный образ»
10
11
12
13,14
15,16,17
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
3
10 часов
1
18
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
19
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».
От целого к деталям.
Какой бывает музыкальная композиция.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
1
Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)
Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
Многомерность образа в форме рондо.
Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича
1
1
2
1
20
21
22
23
24
25.26
27
2,3,4,5,6
Международный
день учителя
(праздничный
концерт)
8 часов
1
1
1
2
3 четверть: «Форма в музыке»
линейка
«Здравствуй,
школа»
1
1
1
2,3,4,6,7,8
Праздник
“Прощание с
осенью”
Участие в
федеральном
проекте «Успех
каждого ребенка»
национального
проекта
«Образование» на
портале
«ПроеКТОриЯ»
1,2,3,4,6
К нам стучится
Дед Мороз:
«Здравствуй,
новый год!»
Классные часы к
23 февраля
1,2,3,4,6,7,8
Карельский
праздник
“В гостях у Насто”
Классные часы к 8
5
марта
28
29
30,31
4 четверть: «Музыкальная драматургия»
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
8 часов
1
1
2
32,33
34
35
Диалог искусств Опера "Князь Игорь". «Слово о полку Игореве»
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Заключительный урок. Содержание и форма в музыке.
Итого
2
1
1
1,2,3,4,6,7,8
Игровая
программа
“Карельские
посиделки”
1,4,6,7,8
Единый классный
час
«К Победе шел,
Россия, твой
солдат!»
Праздничный
концерт
35 часов
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название
раздела, темы
Дата
проведения по
плану
Причина
изменений
Корректирующие
Дата
мероприятия
проведения по
факту
6
7