Пояснительная записка (ИЗО)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» основной
общеобразовательной программы основного общего образования адресована обучающимся 5-7
классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная
общеобразовательная школа п. Попов Порог.
Программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010г. № 1897.
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ООШ п.
Попов Порог.
Учебного плана основной общеобразовательной программы основного общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог.
Примерной программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. Искусство.
Изобразительное искусство 5-7 класс. М.:Дрофа,2014
-Учебник в 2-х частях. Искусство. Изобразительное искусство. 5–7 классы. С. П. Ломов, С. Е.
Игнатьев, М. В. Кармазина и др, М.: "Дрофа",2014
- Рабочая тетрадь к учебнику . Искусство. Изобразительное искусство. 5,6,7 классы. С. П. Ломов,
С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др, М.: "Дрофа",2014
В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 5—
7 классах отводится 104 ч.
5 класс – программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю);
6 класс – программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю);
7 класс – программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
1.Патриотическое воспитание
Освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной
жизни, выраженной в произведениях искусства, посвященных различным подходам к
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и
лирической красоте отечественного пейзажа. Воспитывать патриотические чувства в изучении
истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Воспитание патриотизма в процессе собственной художественно- практической деятельности
учащихся, обучение чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию
художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Приобщать обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. Реализовывать
задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формировать чувства личной
причастности к жизни общества. Рассматривать искусство, как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках предмета изобразительное искусство. изучать
художественную культуру и мировую историю искусства, углублять интернациональные чувства
обучающихся. Учить пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Выполнять коллективные творческие работы, а также
участвовать в общих художественных проектах, создавать условия для разнообразной
совместной деятельности, способствовать становлению чувства личной ответственности.
3. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы, так как в искусстве воплощена духовная жизнь
человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой
опыт, раскрытие которого составляет суть данного предмета. Развивать творческий потенциал,
поскольку он способствует росту самосознания обучающихся, осознанию себя как личности и
члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствуют освоению базовых ценностей ― отношения к жизни,
человеку, семье, труду, к культуре, как духовному богатству общества.
4. Эстетическое воспитание
Воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое - низменное. Понимать искусство
как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного
поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Способствовать формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни ― как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к
позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствовать ценностному
отношению к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности научного познания
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставить
задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в ответ на специальные
установки, видеть окружающий мир. Воспитывать эмоционально окрашенный интерес к жизни.
Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно‒исторической
направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышать уровень экологической культуры, осознавать глобальный характер экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Воспитывать
процесс художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях
искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся осуществлять в процессе личной
художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики,
каждого из них.
Это трудовая и смысловая деятельность воспитывает такие качества как: навыки практической
работы своими руками, формирует умение преобразовывать реальное жизненное пространство и
его оформление, получать удовлетворение от создания реального практического продукта.
Воспитывать качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в
команде.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания, организовывать пространственную среду
школы, чтобы при этом школьники были активными участниками (а не только потребителями)
её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной школьной
среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды школы имеют активное воспитательное воздействие и
влияют на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
школьниками.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных
задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется
в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр, кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках
в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Обучающиеся будут знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни
человека; о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь
представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения
мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её
претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных
этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и
натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников –
пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия,
пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; о
разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании
художественного образа.
Уметь:
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами,
обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
конструировать форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного
его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы
человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти;
выполнять творческую композиционную работу в разных материалах с натуры, по памяти
и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа
разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры
и целостной картины мира, присущей произведению искусства;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому
художественному образу;
различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных
национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего
региона;
видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе
изобразительной деятельности на плоскости;
использовать основы художественного изображения пространства (загораживание,
уменьшение объектов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);
передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о
времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;
применять приемы художественного конструирования с использованием плана
проектируемого объекта;
проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы, связанной с
проведением школьных праздников;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: эстетической оценки явлений окружающего мира и при восприятии
произведений изобразительного искусства; проявления интереса к искусству и культуре
народов мира
5 класс
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся будут сформированы:
— основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему
краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и
мира;
— мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность
и интерес к приобретению новых знаний и умений;
— ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем
и одноклассниками;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся будут сформированы:
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
— умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— умение соблюдать последовательность выполнения изображения;
— умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения
изображения;
— умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных
видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства
зрителя;
— умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные
ошибки.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о
художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция,
пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
— композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и
покоя в сюжетном рисунке;
— основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы
цветоведения;
— особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;
— основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;
— ведущие художественные музеи России и мира;
— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Обучающиеся должны уметь:
— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты;
доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и
перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния
окраски окружающего;
— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом,
акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека,
находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
— использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и
холодный колорит и др.;
— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения
цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
6 класс
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся будут сформированы:
— мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
— морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
— эстетические суждения, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся будут быть сформированы:
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, искать средства ее осуществления;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации
из различных информационных источников;
— умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в
группе, коллективе, взаимодействовать с партнером, слушать и слышать собеседника;
— умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на
основе оценки и учета характера ошибок;
— умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
— умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ
содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные
средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
— умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам
быта, разработанными народными мастерами, дизайнерами и сопровождающими жизнь
человека.
Предметные результаты
К концу учебного года учащиеся будут знать:
— закономерности
конструктивного
строения
изображаемых предметов,
основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы
цветоведения, композиции;
— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными
материалами;
— особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
— особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора
от национальных традиций искусства и быта;
— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства
прошлого и настоящего времени;
— ведущие художественные музеи России и мира.
Обучающиеся должны уметь:
— видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
— выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с
помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого
сюжета;
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения,
цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности двух предметов;
— пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и
на темы;
— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
— применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки,
разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
— разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы
костюмов.
7 класс
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся будут сформированы:
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
— самооценка, умение адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые
стороны своей личности; умение осознавать свои возможности в учении, способность адекватно
судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение уважать себя и верить в успех;
— морально-этические суждения, знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
— воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные способности.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;
— умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
— умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
— умение записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту,
чат, видеоконференцию, форум, блог;
— умение представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: как таблицы,
графики и пр.
Предметные результаты освоения курса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
— анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного
многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество
родного края;
— отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
отличительные особенности мемориала;
— систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения,
композиции; основные средства художественной выразительности.
Обучащиеся должны уметь:
— видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях
изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое
эмоциональное отношение к изображаемому;
— в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить
элементарный анализ их содержания и художественных средств;
— изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты,
человека с передачей его пропорций, конструктивного строения, пространственного положения,
цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности:
оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы
работы карандашом, акварелью и др.;
— определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в
рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода
солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
— при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности
эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
— сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной
выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и
неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т. д.;
— в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы
(выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее
подходящие для воплощения замысла;
— выполнять изображение предмета по правилам проекционного черчения
Содержание учебного предмета (курса)
5 класс (34 ч)
Рисунок (7 ч)
Рисование с натуры
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей
конструктивного
строения
изображаемых
предметов,
основных
закономерностей
наблюдательной,
линейной
и
воздушной
перспективы,
светотени.
Соблюдение
последовательности выполнения изображения.
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными
графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами
художественной выразительности.
Примерные задания:
а) рисование с натуры: посуда, утварь, предметы быта, геометрические тела, предметы
спортивной атрибутики, цветы, фрукты, овощи, игрушечные машины, куклы и др., а также
натюрморты с этими предметами;
б) наброски, зарисовки фигуры человека, чучел птиц, зверей с передачей движения.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей,
интерьера комнаты, пейзажа.
Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на
основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок,
загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.
Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй
план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью
композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции).
Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета.
Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.
Примерные задания:
а) рисование по памяти и представлению: предметы быта, транспорт, растения, животные, люди,
интерьер комнаты, пейзаж;
б) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник «Масленица»,
«Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под
Сталинградом», «9 Мая — День Победы», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем
природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива (береза, вишня) цветет»,
«Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Дети во
дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На
детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «Ярмарка», «В
лес за грибами», «Поливаем огород», «Гроза в поле», «Новогодний карнавал», «Осенний день»,
«Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Русский танец», «Школьный хор» и
др.;
в) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки,
сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Иван — крестьянский сын и чудоюдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калинцарь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных сказов);
«Калевала» (карело-финский эпос), «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом
царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;
г) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А. С. Пушкин «Руслан и
Людмила» (отрывки из поэмы), П. П. Ершов «Конек-горбунок».
Живопись (6 ч)
Цвет как средство выразительности живописного образа. Свойства цвета. Собственный цвет
предмета. Свет и цвет. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живописные материалы:
акварель и гуашь, их отличия, особенности работы. Живописный натюрморт. Использование
цвета как важнейшего средства художественной выразительности в пейзаже. Различные
живописные техники, применяемые в этюдах и набросках
Композиция (5 ч)
Понятие «композиция» в изобразительном искусстве. Особенности и этапы работы над
тематической композицией. Основные законы и закономерности тематической композиции.
Жанр изобразительного искусства — тема картины. Жанры: исторический, батальный и бытовой.
Темы исторического прошлого нашей Родины. Героизм в произведениях художников. Темы
современной жизни. Тема труда в произведениях художников. Образ праздника в картинах
художников. Иллюстрирование литературных произведений.
Архитектура. Скульптура (5 ч)
Самобытность древнерусской архитектуры. Изба, ее основные элементы: сруб, кровля, крыльцо.
Декор избы. Архитектура древнего мира: египетские пирамиды, греческие храмы, римские
постройки. Классицизм в архитектуре. Архитектурные направления: готика, барокко и др.
Скульптура как летопись истории. Монументальная скульптура и архитектурная среда. Садовопарковая скульптура
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (6 ч)
Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства.
Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как
изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления
предметов быта на основе форм растительного и животного мира.
Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и
художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь
времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели,
Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка:
история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись
прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе
художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников
современного декоративно-прикладного искусства.
Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн.
Эскизное решение интерьеров школьных помещений (юбилей школы, праздники, памятные
даты) как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов
оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной
«сказочной» мебели).
Примерные задания:
а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия — фигурные, «волшебные» сосуды; сосудзверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и
изобразительного народного творчества); предметы деревянной «сказочной» мебели;
б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;
в) выполнение эскиза пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок;
г) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы,
украшения школьного интерьера) на темы «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава
героям Отечества» и т. п.;
д) выполнение эскиза фигур для фонтанов в детском парке.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)
Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи
мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж,
Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Примерные темы бесед:
— ведущие художественные музеи России и мира;
— героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;
— Великая Отечественная война в произведениях художников;
— мирный труд людей в изобразительном искусстве;
— образ праздника в произведениях художников;
— виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика,
декоративное-прикладное искусство, дизайн;
— жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой;
— русская сказка в произведениях художников;
— художественный язык народного искусства;
— самобытность древнерусской архитектуры;
— искусство народов России;
— роль дизайна в организации предметно-пространственной среды.
6 класс (35 ч)
Рисунок (13 ч)
Рисование с натуры
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приемы передачи освещенности в
линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов.
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства
и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов
цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта.
Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.
Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений
средствами цвета. Художественно-образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках
эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения
красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.
Примерные задания:
а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных
предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты, скрипки, бубна, рубанка, кувшина,
чайника, чашки с блюдцем, подноса, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, цветов в вазах,
комнатных цветов в горшках, овощей, фруктов, натюрмортов с ними;
б) рисование с натуры фигуры человека, зверей, птиц в статичных позах и в движении;
в) выполнение набросков разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей,
птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов, технических деталей;
г) выполнение графических и живописных упражнений.
Живопись. Композиция (13 ч)
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и
зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.
Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного,
передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы
перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет
как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и
сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь
плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).
Примерные задания:
а) рисование по памяти и представлению: ветки деревьев, предметы быта, люди, животные,
пейзаж;
б) рисование на темы: «В школьном кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях»,
«Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве»,
«Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра»,
«Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем»,
«Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет на реке»,
«Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Пора сенокоса», «Раздолье», «Туристский
поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования
яхтсменов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «Мы бегаем», «Праздничный
концерт», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку»,
«Экспедиция в Антарктиду», «Старинные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной
базар», «В магазине игрушек», «Купание в реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;
в) иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна»,
«Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
«Святогор и Илья Муромец», «Садко»; А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях», П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушкапоскакушка», «Каменный цветок», К. Булычев «Непоседа», Ю. Олеша «Три толстяка»,
М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; стихотворения русских поэтовклассиков XIX в. Н. А. Некрасова, А. Кольцова, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова и др.;
произведения зарубежных писателей Р. Стивенсона (перевод С. Маршака) «Вересковый мед»,
Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», X. К. Андерсена «Дикие лебеди»,
«Русалочка», «Огниво» и др.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (6ч)
Народное декоративно-прикладное искусство как специфический тип народного творчества в
системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение
культур разных народов. Функциональность, конструктивность и красота изделий народного
декоративно-прикладного искусства.
Народное и современное в декоративно-прикладном искусстве. Становление профессионального
художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная,
декоративно-оформительская. Принципы и приемы воплощения художественного образа в
декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности.
Орнаментальная композиция.
Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и
животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего
обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных общественных
сооружений. Художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного
искусства.
Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки
эскизов печатной продукции: открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов.
Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и
шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового
решения.
Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац,
суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство
образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка,
концовка).
Геральдика. История появления гербов, их символическое толкование. Использование
геральдических правил в изображении герба.
Примерные задания:
а) выполнение эскизов орнаментов;
б) выполнение эскизов художественных изделий по мотивам русских народных промыслов;
в) выполнение эскизов костюмов по мотивам национальных костюмов разных народов России;
г) выполнение эскиза декоративно-прикладного изделия (предмета быта, мебели и т. д.) с
декором;
д) декоративная стилизация растения, животного, создание декоративной композиции;
е) выполнение эскизов печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.), согласование
изобразительных и шрифтовых элементов композиции;
ж) выполнение эскизов обложки, концовки, заставки и других элементов графического
оформления книг;
з) выполнение эскиза личного или фамильного герба;
и) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен,
любимых героев;
к) выполнение эскизов приглашения, поздравительной открытки ветеранам Великой
Отечественной войны и ветеранам труда;
л) выполнение эскизов оформления альбома, посвященного итогам походов по родному краю
(заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3 ч)
Примерные темы бесед:
— картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
— значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и
других замечательных русских художников;
— образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова и М. Врубеля;
— красота пейзажа в русской живописи;
— натюрморт в русской и советской живописи;
— скульптура Древнего мира;
— каменное зодчество в Москве;
— Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — величайшие достижения
русских зодчих;
— зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская
картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана;
— отечественные музеи и галереи: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский
областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им.
И. Н. Крамского.
7 класс (35 ч)
Рисунок (12ч)
Трехмерное восприятие картины мира. Законы линейной перспективы. Перспектива
прямоугольника и круга. Обратная перспектива в средневековом изобразительном искусстве.
Явление световой перспективы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория
теней. Светотеневые характеристики предметов. Длина и направление падающих теней.
Изменение восприятия объемной формы. Пограничный контраст в условиях естественного и
искусственного освещения.
Передача в рисунках конструкции, пропорций, пространственного расположения,
перспективного сокращения, объема, тональных отношений изображаемых объектов, а также
художественной образности предметов. Цвет как средство выражения переживания от встречи с
прекрасным. Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения
предметов первого и второго плана. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Особенности
выполнения рисунка мягкими художественными материалами (уголь, сангина).
Изображение с натуры предметов быта, природы, гипсовых моделей орнаментов, деталей
архитектуры, натюрмортов, развитие умения видеть их красоту. Особенности построения
предметов сложной формы. Изображение головы человека: пропорции, характерные черты,
мимика. Наброски и зарисовки фигуры человека. Особенности работы художника над образом
изображаемого человека.
Примерные задания:
а) рисование с натуры отдельных предметов быта (кувшин, кофейник, ваза), орудий и предметов
труда, техники (приборы, столярные и слесарные инструменты, модели машин, игрушки и др.),
гипсовые модели орнаментов, архитектурных деталей;
б) выполнение натюрмортов, составленных из предметов быта, школьных принадлежностей,
искусства, техники, спорта, природы (например, гипсовый орнамент и ваза с цветами, этюдник;
ваза и яблоки на фоне драпировки);
в) изображение головы и фигуры человека;
г) выполнение графических и живописных упражнений.
Живопись и композиция (10ч)
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и
зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия, сюжета,
персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Композиционные закономерности (подчинение второстепенного главному, равновесие частей
рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).
Многофигурная композиция в закрытом и открытом пространстве. Сравнительная
характеристика двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького,
красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного
и т. п.).
Условности передачи пространства в книжной иллюстрации. Создание художественного образа.
Творчество ведущих художников-иллюстраторов.
Примерные задания:
а) рисование по памяти и представлению: предметы быта, пейзаж, зарисовки деталей
архитектуры, зарисовки головы и фигуры человека;
б) рисование на темы: «Путешествие по железной дороге», «Сказ об Урале», «Осень в средней
полосе России», «Природа Средней Азии», «На далеком Севере», «Наш край», «Ритмы города»,
«Трудовые будни», «На заводе», «В кузнице», «Будни почтальона», «На птицеферме», «У
колодца», «Наши новостройки», «Шахтерский поселок», «Животные нашего края», «В метро»,
«Транспорт будущего», «Юные художники на этюдах», «Речная прохлада», «Сосновый бор на
закате», «Розовый рассвет», «Лунная ночь», «Лесное озеро», «Морские просторы»,
«Современный морской флот», «Защита окружающей среды», «Наш двор», «Вид из окна»,
«Дружная семья», «Чаепитие», «Пробуждение», «Дельтапланеристы», «По местам боевой
славы», «Старый солдат», «Народный праздник», «В ритме национальных мелодий», «Если бы я
был волшебником», «Мы в театре», «В мире литературных героев», «Покорение космоса» и др.;
в) иллюстрирование литературных произведений: М. Горький «Детство» (избранные главы),
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В. П. Катаев «Сын полка», А. Грин «Алые
паруса», М. Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный
остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»,
Р. Джованьоли «Спартак», Ф. Купер «Последний из могикан», «Следопыт», «Зверобой», Э. Распе
«Приключения барона Мюнхгаузена»; «Легенды и мифы Древней Греции» и др.; сказки
зарубежных писателей по выбору.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (8ч)
Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство
икебаны: стили и основные художественные приемы.
Интерьеры общественных и жилых зданий. Рукотворная красота, созданная архитекторами,
дизайнерами, художниками. Красота монументальной декоративной живописи — мозаики,
фрески, витражи. Задачи и принципы монументального искусства. Качества монументального
искусства: строгие обобщенные формы, соразмерная содержанию динамика, долговечность
используемых материалов.
Древнейшие украшения интерьеров — настенные росписи. Фреска — одна из техник стенных
росписей. Техника мозаики, история возникновения и развития. Античная, византийская,
современная мозаики.
Средневековый витраж. Витражные окна романского и готического стилей. Витражные
геральдические композиции. Современное витражное искусство. Витражи станций московского
метро. Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.
Примерные задания:
а) выполнение эскизов росписи для интерьера классной комнаты;
б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов зданий;
в) выполнение эскизов витражей, панно, мозаик;
г) выполнение творческих работ в технике гобелен, батик.
Проекты:
а) «Аранжировка цветов»:
— презентация, посвященная одному из стилей аранжировки цветов;
— цветочная композиция, сделанная с учетом правил аранжировки (искусства икебаны);
б) «Монументальная живопись»:
— презентация о творчестве мексиканских художников-монументалистов;
— презентация о сюжетах и художественных достоинствах фресок из русских храмов;
— презентация о современном искусстве мозаики и др.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5ч)
Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение
человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные
творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи
мира и России.
Примерные темы бесед:
— музеи мира и России;
— изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;
— произведения искусства родного края; местные традиции в изобразительном и декоративноприкладном искусстве.
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название
раздела, темы
Дата
проведения
по плану
Причина
изменений
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Раздел учебного курса
Живопись (6ч)
Цветоведение. Что такое цвет.
Цветовой контраст.
Живописные материалы.
Натюрморт Цвет предмета. Свет и
цвет.
Натюрморт Цветовые отношения.
Пишем природу. Мы пишем пейзаж.
Пишем природу. Мы делаем
живописные наброски и этюды.
Рисунок (7ч)
Рисунок и виды графического
искусства.
Линейная перспектива. Мы
изображаем пространство улицы.
Линейная перспектива. Мы рисуем
автомобиль.
Линейная перспектива. Мы сочиняем
интерьер комнаты.
Натюрморт Свет и тень. Мы рисуем
натюрморт.
Рисуем людей и животных.
Пропорции фигуры человека
Мы выполняем наброски и зарисовки
Композиция (5ч)
Основы композиции. Как создаётся
композиция.
К-во
часов
1
1
1
1
1
1
Характеристика видов деятельности учащихся
Иметь представление о свойствах цвета, законах цветоведения.
Использовать различные приемы работы акварелью, гуашью и другими
живописными материалами.
Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои
впечатления в изображениях.
Анализировать цвет изображаемых предметов, сравнивать цветовые
оттенки.
Писать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и
натюрморты.
Передавать доступными живописными средствами в изображении цвет
натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего.
Передавать цветом объем и пространство.
Выбирать и использовать различные живописные материалы для
изображения растений, животных, фигуры человека
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок декоративноприкладного
искусства Карелии
Интернет конкурс
«Изображение и
слово»
1,2,3,4,5,6,7,8
1
1
1
1
1
1
1
1
Иметь представление об особенностях конструктивного строения
изображаемых предметов, основных закономерностях наблюдательной, Школьный конкурс
линейной и воздушной перспективы, светотени. Овладевать приемами
рисунков
работы различными графическими материалами. Рисовать с натуры, по
«Подарок маме»
памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты.
Передавать доступными графическими средствами в рисунке строение
Творческая
и перспективные изменения предметов, объем и освещение.
мастерская
Изображать графическими материалами растения, животных, фигуру
человека с натуры, по памяти и по представлению. Сравнивать свой «Калевала – страна
солнца»
графический рисунок с изображаемым предметом и исправлять
замеченные ошибки. Соблюдать последовательность выполнения
графического изображения
Иметь представление об отличительных признаках видов и жанров
изобразительного искусства. Проводить простейший анализ
содержания художественных произведений разных видов и жанров,
1,2,3,4,5,6,7,8
Законы, правила и средства
тематической композиции.
16 Сюжетная композиция. Тема подвига.
Тема труда.
17
Сюжетная композиция. Образ
праздника.
18
Иллюстрирование литературных
произведений.
15
19
20
21
22
23
Архитектура. Скульптура (5ч)
Архитектура Древнего мира
Архитектурные направления: готика и
барокко, классицизм.
Деревянное зодчество. Русская изба.
Скульптура – летопись истории. Виды
скульптуры.
Лепка животных.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Основные виды дизайна
Декоративно-прикладное искусство
и народное искусство, дизайн (6ч)
25 Художественный язык декоративноприкладного искусства
1
Роспись по дереву. Хохломская,
городецкая, Росписи Северной Двины
и Мезени.
Искусство матрешки.
Керамика. Скопинская керамика.
Каргопольская, филимоновская
игрушки.
Беседы об изобразительном
искусстве (5ч)
История создания музеев. Лувр.
Метрополитен-музей.
Музеи Москвы.
Музеи Москвы.
Музеи Санкт-Петербурга.
Музеи Санкт-Петербурга.
1
24
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на
чувства зрителя. Выражать свое отношение к произведению
изобразительного искусства.Образно воспринимать изобразительное Конкурс рисунков в
школе
искусство и окружающую действительность. Знать законы и
закономерности, приемы и художественные средства композиции.
«7Я»
Создавать средствами композиции эмоционально выразительные
образы
Познавательный
урок
Иметь представление об особенностях и самобытном характере
древнерусской архитектуры и архитектуры древнего мира. Различать
архитектурные стили и направления. Овладевать образным языком
скульптуры. Создавать творческие работы в лепке.
Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения
архитектуры, скульптуры
Красота родной
природы
Знать различные народные промыслы, их отличительные признаки.
1,2,3,4,5,6,7,8
Иметь представление о народном и декоративно-прикладном
Конкурс
искусстве родного края, региона. Иметь представление о законах и
закономерностях декоративной композиции.
«Хотим под
Уметь самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на мирным небом
основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров,
жить»
сказочных животных, сцен из жизни.
Иметь представление о видах современного дизайна. Знать основные
направления проектной графики и дизайна
Интернет конкурс
«Память сильнее
времени»
Знать ведущие художественные музеи России и мира.
Проводить простейший анализ содержания художественных
произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные
средства изображения, их воздействие на чувства зри
Праздничная
стенгазета к 9 мая
6 класс (35 ч)
К-во
часов
Раздел учебного курса
Характеристика видов деятельности учащихся
1,2,3,4,5,6,7,8
Рисунок (13ч)
1
Искусство рисунка
Выразительные возможности
линейного рисунка. Создание иллюзии
пространства.
Приемы передачи освещенности
4
5 Приемы передачи фактуры предметов
Выразительные возможности
6
тонового рисунка. Изображение
объема предметов
Тоновые отношения в рисунке
7
натюрморта
Методы общения в линейном и
8
тоновом рисунке
Перспектива. Научные основы
9
перспективного изображения
10 Линейно-конструктивное построение
изображения
2-3
11
12
13
14
15
16
Воздушная перспектива
Искусство набросков. Особенности
выполнения набросков животных
Особенности выполнения набросков
фигуры человека
Живопись(11ч)
Натюрморт. Учебный натюрморт
Творческий натюрморт
Цвето-тоновые отношения в
Основные
направления
воспитательной
работы
1
Урок
«Горжусь тобой,
моя Россия»
2
1
1
1
1
1
1
1
Знать закономерности конструктивного строения изображаемых
предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и
воздушной перспективы, светотени, композиции. Владеть различными
приемами работы карандашом и другими графическими материалами.
Интернет конкурс
Видеть тоновое богатство окружающего мира и передавать свои
«Главные
символы
впечатления в рисунках. Пользоваться перспективой, светотенью,
России»
композицией в процессе рисования с натуры, по памяти и
представлению. Использовать в рисунках светотень (свет, тень,
полутень, блик, рефлекс, падающая тень), в зависимости от освещения
предмета, от силы и удаленности источника освещения. Использовать Конкурс детского
творчества
различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых
«Калевала-страна
объектов. Передавать линией и тоном объем и пространство в
солнца»
натюрморте, пейзаже
1
1
1
1
1
1
Иметь представление о закономерностях цветоведения.
Овладевать различными приемами работы акварелью, гуашью и
другими живописными материалами.
Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои
1,2,3,4,5,6,7,8
Конкурс рисунков
«7 Я»
натюрморте
17
18
19
Натюрморт в техние алла прима
Живопись гуашью
Цветоведение. Колорит. Цветовая
гармония
20
Образы природы в пейзаже.
Пейзаж как образ Родины
Живописные зарисовки элементов
пейзажа
Воздушное пространство в пейзаже
Изображение человека в живописи.
Особенности выполнения деталей
фигуры человека
Этюды и наброски кистью фигуры
человека
21
22
23
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1,2,3,4,5,6,7,8
Композиция(2ч)
25
26
Искусство композиции.
Композиционный центр картины
Работа над образом в композиции
1
1
Декоративно-прикладное
искусство, художественное
конструирование и дизайн (6ч)
27
28
Области декоративного искусства.
Основы декоративной композиции
Орнаментальная композиция.
впечатления в рисунках.
Анализировать тональные отношения, цвет изображаемых предметов,
сравнивать характерные особенности одного цвета с особенностями Интернет конкурс
другого.
«Мир моего дома»
Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте.
Применять в рисунках разные приемы работы акварелью, гуашью,
добиваться образной передачи действительности.
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в
художественно-творческой деятельности
Интерактивная игра
«Фигуры человека»
1
1
Знать приемы и художественные средства композиции.Учиться
передавать движение средствами рисунка и композиции.Выбирать
выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и
зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать
свое отношение к персонажам изображаемого сюжета. Наблюдать и
передавать в собственной художественно-творческой деятельности
разнообразие и красоту природы.
Выбирать сюжет для иллюстрирования сказки.
Применять разнообразные выразительные средства композиции,
добиваться образной передачи действительности. Использовать
выразительные возможности различных художественных материалов
для передачи собственного замысла в сюжетной композиции
Конкурс рисунков
«На улице моего
поселка»
1,2,3,4,5,6,7,8
Называть ведущие центры народных промыслов России.
Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного
Праздничная
искусства.
Знать особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита стенгазета ко Дню
Победы
народного костюма и узора от национальных традиций искусства и
быта.
1
30
Русский народный костюм
Сарафанный комплекс. Понёвной
комплекс и мужской народный
костюм
Формообразование предметов.
31
Художественное оформление книги
1
29
32
33
34
35
Макетирование книги.
Иллюстрирование книги.
Геральдика
Беседы об искусстве (3ч)
Архитектура
Образы человека в скульптуре
Музеи мира. Музеи России.
1
Разрабатывать эскизы орнаментов, декоративной композиции, эскизы
костюмов. Разрабатывать эскизы печатной продукции. Иметь
представление о деятельности художника-иллюстратора.
Разрабатывать эскизы гербов, иметь представление о символике и
семантике. Давать эстетическую оценку предметам быта,
разработанным народными мастерами, дизайнерами и
сопровождающим жизнь человека
1
1
1
1
Знать отдельные произведения выдающихся мастеров русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.
Проводить анализ содержания художественных произведений,
отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на
чувства зрителя
1,2,3,4,5,6,7,8
Конкурс рисунков
«Хотим под
мирным небом
жить»
7 класс (35 ч)
К-во
часов
Раздел учебного курса
1
2
3
4
5-6
7
8
Рисунок(12ч)
Рисунок мягкими материалами.
Рисунок углем и сангиной.
Восприятие картины мира. Линейная
перспектива.
Перспектива прямоугольника и круга.
Обратная перспектива.
Световая перспектива в натюрморте
Объем и контраст в рисунке.
Особенности построения предметов
сложной формы.
Построение вспомогательных
формообразующих частей.
Характеристика видов деятельности учащихся
1
1
1
1
2
1
1
Основные
направления
воспитательной
работы
1,2,3,4,5,6,7,8
Конкурс на лучший
рисунок среди
Знать систему теоретических основ перспективы, светотени,
учащихся «Мы
композиции.
говорим «НЕТ!»
Уметь изображать с натуры отдельные предметы и натюрморты, голову
коррупции»
человека.
Уметь передавать в рисунках конструкцию, пропорции,
пространственное расположение, перспективное сокращение, объем,
тональные отношения изображаемых объектов.
Овладевать основными средствами художественной выразительности Познавательный
рисунка
урок
«Мой край»
Теория теней.
9
10
Светотеневые контраст
1
1
11
Пограничный световой контраст.
1
12
Пропорции головы человека.Как
рисовать портрет
Живопись и композиция(10)
Живописные отношения и
пространство в натюрморте.
Световая и цветовая перспектива в
пейзаже.
Изменение цвета под влиянием
воздушной перспективы.
Контрасты в живописи: светлотный,
цветовой, последовательный.
Гармония цвета в живописных
произведениях. Влияние контраста на
свойства цвета.
Живописные техники: техника
лессировки в акварельной и масляной
живописи, пуантилизм
Композиция архитектурных мотивов
в пейзаже.
Художественный замысел в
композиции пейзажа
Композиция в художественном
творчестве мастера. Как создается
картина
1
Сюжет и его воплощение в картине
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Декоративная работа,
художественное конструирование и
дизайн (8ч)
23 Флористический дизайн. Европейское
искусство оформления букетов.
24 Японское искусство икебаны: стили и
основные художественные приемы.
Интерактивная игра
«Раскраска»
1,2,3,4,5,6,7,8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Иметь представление о закономерностях цветоведения. Овладевать
Школьный конкурс
различными приемами работы акварелью, гуашью и другими
иллюстраций к
живописными материалами. Видеть цветовое богатство окружающего
сказкам
мира и передавать свои впечатления в рисунках. Анализировать
А.С.Пушкина
тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать
характерные особенности одного цвета с особенностями другого.
Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте,
пейзаже. Применять в рисунках разные приемы работы акварелью,
Конкурс детского
гуашью, добиваться образной передачи действительности.
творчества
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в
художественно-творческой деятельности. Знать закономерности,
приемы и художественные средства тематической композиции.
Сознательно применять законы наблюдательной перспективы
(выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные
материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, «Калевала – страна
солнца»
деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия.
Сопоставлять героев композиции, используя средства художественной
выразительности: контрасты светлого и темного, большого и
маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного,
красивого и уродливого. Передавать художественными средствами
своего отношения к изображаемому
Иметь представление о современном декоративно-прикладном
искусстве.
1
1
Выполнять эскизное решение пространства интерьера согласно его
функциональному предназначению.
Разрабатывать эскизы монументально-декоративной живописи,
1,2,3,4,5,6,7,8
Интерактивный
конкурс
«Символ лесов
25
26
27
Основные художественнокомпозиционные приемы икебаны
Красота монументальной живописи
— мозаики, фрески, витражи.
Монументальное искусство в
московском метро. Витраж.
1
мозаик, витражей.
1
Выполнять изображения по правилам рисования.
1
Выполнять творческие мультимедиапроекты
Искусство изготовления ковров и
декоративных тканей
29
Искусство изготовления
декоративных тканей: гобелен, батик.
30
Художественно-выразительные
средства гобелена, батика
Беседы об искусстве (5ч)
31
Музеи мира
1
32
Музеи как объекты научного
исследования.
1
Знаменитые художественные музеи
мира и России
Знаменитые художественные музеи
мира и России
Дворцово-парковые ансамбли.
Ораниенбаум.
1
28
33
34
35
России»
Интерактивная игра
«В стране
изобразительного
искусства»
1
1
1,2,3,4,5,6,7,8
1
1
1
Знать ведущие художественные музеи России и мира. Знать
отличительные особенности основных видов и жанров
изобразительного искусства. Видеть прекрасное в произведениях
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Анализировать эстетическое, духовное содержание и выражение
общественных идей в произведениях изобразительного искусства.
Самостоятельно в процессе зрительного восприятия художественного
произведения проводить анализ средств художественной выразительности, которые способствовали созданию сильного по эмоциональному
воздействию образа. Выполнять творческие мультимедийные проекты
Стенгазета к 9 мая.
Конкурс рисунков
«Хотим жить под
мирным небом!»
Интернет конкурс
«Память сильнее
времени»