СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре. Физическая культура в основной школе: задачи,
содержание и формы организации занятий. Система дополнительного обучения физической
культуре; организация спортивной работы в общеобразовательной школе.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм занятий
физической культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией отдыха и досуга.
Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции, характеристика их
содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и завершение истории Олимпийских игр
древности.
Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и его значение для учащихся
школы, связь с умственной работоспособностью. Составление индивидуального режима дня;
определение основных индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов и
последовательности в выполнении
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как
показатель физического развития, правила предупреждения её нарушений в условиях
учебной и бытовой деятельности. Способы измерения и оценивания осанки. Составление
комплексов физических упражнений с коррекционной направленностью и правил их
самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых
площадках и в домашних условиях; подготовка мест занятий, выбор одежды и обуви;
предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в процессе
самостоятельных занятий физической культуры и спортом.
Составление дневника физической культуры.
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль
и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни
современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и
зрительной гимнастики в процессе учебных занятий; закаливающие процедуры после
занятий утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов;
развитие координации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивно-оздоровительной
деятельности в здоровом образе жизни современного человека.
Модуль «Гимнастика». Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги
«скрестно»; кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки через
гимнастического козла ноги врозь (мальчики); опорные прыжки на гимнастического козла с
последующим спрыгиванием (девочки).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой с поворотами
кругом и на 90°, лёгкие подпрыгивания; подпрыгивания толчком двумя ногами;
передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастической лестнице:
перелезание приставным шагом правым и левым боком; лазанье разноимённым способом по
диагонали и одноимённым способом вверх. Расхождение на гимнастической скамейке
правым и левым боком способом «удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика». Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью
передвижения с высокого старта; бег на короткие дистанции с максимальной скоростью
передвижения. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с
прямого разбега.
Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча
на дальность с трёх шагов разбега.
Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах попеременным двухшажным
ходом; повороты на лыжах переступанием на месте и в движении по учебной дистанции;
подъём по пологому склону способом «лесенка» и спуск в основной стойке; преодоление
небольших бугров и впадин при спуске с пологого склона.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на
месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя
руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и
сверху на месте и в движении; ранее разученные технические действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега;
остановка катящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и
«змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий
спортивных игр.
Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных
систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
5 КЛАСС
Знания о физической культуре. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского
движения в современном мире; роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии.
Девиз, символика и ритуалы современных Олимпийских игр. История организации и
проведения первых Олимпийских игр современности; первые олимпийские чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности. Физическая подготовка и её влияние на
развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; физическая подготовленность
как результат физической подготовки.
Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы определения
индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения измерительных процедур по
оценке физической подготовленности. Правила техники выполнения тестовых заданий и
способы регистрации их результатов.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Правила самостоятельного закаливания
организма с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах.
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий физическими упражнениями.
Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с использованием
дополнительных отягощений; упражнения для профилактики нарушения зрения во время
учебных занятий и работы за компьютером; упражнения для физкультпауз, направленных
на поддержание оптимальной работоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в
режиме учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад
из стойки на лопатках, акробатическая комбинация. Опорные прыжки через
гимнастического козла ноги врозь; опорные прыжки на гимнастического коня; лазанье по
канату.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью. Прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание» с косого разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега.
Модуль «Зимние виды спорта – лыжная подготовка».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом; повороты на лыжах,
передвижение по дистанции; подъём по пологому склону способом «ёлочка» и спуск в
высокой стойке; преодоление небольших бугров и впадин при спуске с пологого склона.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении;
ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в
корзину двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прием-передача мяча сверху, снизу, подача мяча; ранее разученные
технические действия с мячом.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием
средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
6 КЛАСС
Знания о физической культуре. Зарождение олимпийского движения в
дореволюционной России; роль А.Д. Бутовского в развитии отечественной системы
физического воспитания и спорта. Олимпийское движение в СССР и современной России;
характеристика основных этапов развития. Выдающиеся советские и российские
олимпийцы.
Влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств
личности современного человека.
Способы самостоятельной деятельности. Правила техники безопасности и гигиены мест
занятий в процессе выполнения физических упражнений на открытых площадках. Ведение
дневника по физической культуре.
Техническая подготовка и её значение для человека; основные правила технической
подготовки. Двигательные действия как основа технической подготовки; понятие
двигательного умения и двигательного навыка. Способы оценивания техники
двигательных действий и организация процедуры оценивания. Ошибки при разучивании
техники выполнения двигательных действий, причины и способы их предупреждения при
самостоятельных занятиях технической подготовкой.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные комплексы для
самостоятельных занятий с добавлением ранее разученных упражнений: для коррекции
телосложения и профилактики нарушения осанки; дыхательной и зрительной гимнастики
в режиме учебного дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад
из стойки на лопатках, стойка на голове и руках (мальчики), акробатическая комбинация.
Опорные прыжки через гимнастического козла ноги врозь; опорные прыжки на
гимнастического коня; лазанье по канату.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью. Прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание» с косого разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега.
Модуль «Зимние виды спорта – лыжная подготовка».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, одновременным бесшажным
ходом; повороты на лыжах, передвижение по дистанции; подъём по пологому склону
способом «ёлочка» и спуск в высокой и средней стойке; преодоление небольших бугров и
впадин при спуске с пологого склона, торможение на спусках.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении;
ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в
корзину двумя руками от груди, двумя руками сверху с места и в движении;ранее
разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прием-передача мяча сверху, снизу, подача мяча; взаимодействие в парах,
тройках, ранее разученные технические действия с мячом.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием
средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
7 КЛАСС
Знания о физической культуре. Физическая культура в современном обществе:
характеристика основных направлений и форм организации. Всестороннее и гармоничное
физическое развитие.
Способы самостоятельной деятельности. Коррекция осанки. Коррекция избыточной
массы тела.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Профилактика перенапряжения систем
организма средствами оздоровительной физической культуры: упражнения мышечной
релаксации и регулирования вегетативной нервной системы, профилактики общего
утомления и остроты зрения.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад
из стойки на лопатках, стойка на голове и руках (мальчики), акробатическая комбинация.
Опорные прыжки через гимнастического козла ноги врозь; опорные прыжки на
гимнастического коня; лазанье по канату.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью. Прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание» с косого разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега.
Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО. Самостоятельная
подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в беговых (бег на
короткие и средние дистанции) и технических (прыжки и метание спортивного снаряда)
дисциплинах лёгкой атлетики.
Модуль «Зимние виды спорта – лыжная подготовка».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, одновременным бесшажным
ходом; повороты на лыжах, передвижение по дистанции; подъём по пологому склону
способом «ёлочка» и спуск в высокой и средней стойке; преодоление небольших бугров и
впадин при спуске с пологого склона, торможение на спусках.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении;
ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в
корзину двумя руками от груди, двумя руками сверху с места и в движении;ранее
разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прием-передача мяча сверху, снизу, подача мяча, прямой нападающий удар;
взаимодействие в парах, тройках, ранее разученные технические действия с мячом.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием
средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
8 КЛАСС
Знания о физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и
их пагубное влияние на здоровье человека. Профессионально-прикладная физическая
культура.
Способы самостоятельной деятельности. Измерение функциональных резервов
организма. Оказание первой помощи на самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и во время активного отдыха.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия физической культурой и режим
питания. Упражнения для снижения избыточной массы тела. Оздоровительные,
коррекционные и профилактические мероприятия в режиме двигательной активности
старшеклассников
Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Гимнастика». Акробатическая
комбинация с включением длинного кувырка с разбега и кувырка назад в упор, стоя ноги
врозь (юноши). Гимнастическая комбинация на высокой перекладине, с включением
элементов размахивания и соскока вперёд прогнувшись (юноши). Гимнастическая
комбинация на параллельных брусьях, с включением двух кувырков вперёд с опорой на
руки (юноши). Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне, с включением
полушпагата, стойки на колене с опорой на руки и отведением ноги назад (девушки).
Черлидинг: композиция упражнений с построением пирамид, элементами степ-аэробики,
акробатики и ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад
из стойки на лопатках, стойка на голове и руках (мальчики), акробатическая комбинация.
Опорные прыжки через гимнастического козла ноги врозь; опорные прыжки на
гимнастического коня; лазанье по канату.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью. Прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание» с косого разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега.
Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО. Самостоятельная
подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в беговых (бег на
короткие и средние дистанции) и технических (прыжки и метание спортивного снаряда)
дисциплинах лёгкой атлетики.
Модуль «Зимние виды спорта – лыжная подготовка».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, одновременным бесшажным
ходом; повороты на лыжах, передвижение по дистанции; подъём по пологому склону
способом «ёлочка» и спуск в высокой и средней стойке; преодоление небольших бугров и
впадин при спуске с пологого склона, торможение на спусках.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении;
ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в
корзину двумя руками от груди, двумя руками сверху с места и в движении;ранее
разученные технические действия с мячом. Совершенствование техники игры в защите и
нападении.
Волейбол. Прием-передача мяча сверху, снизу, подача мяча, прямой нападающий удар;
взаимодействие в парах, тройках, ранее разученные технические действия с мячом.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием
средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем
физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
9 КЛАСС
Знания о физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и
их пагубное влияние на здоровье человека. Профессионально-прикладная физическая
культура.
Способы самостоятельной деятельности. Измерение функциональных резервов
организма. Оказание первой помощи на самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и во время активного отдыха.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия физической культурой и режим
питания. Упражнения для снижения избыточной массы тела. Оздоровительные,
коррекционные и профилактические мероприятия в режиме двигательной активности
старшеклассников
Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Гимнастика». Акробатическая
комбинация с включением длинного кувырка с разбега и кувырка назад в упор, стоя ноги
врозь (юноши). Гимнастическая комбинация на высокой перекладине, с включением
элементов размахивания и соскока вперёд прогнувшись (юноши). Гимнастическая
комбинация на параллельных брусьях, с включением двух кувырков вперёд с опорой на
руки (юноши). Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне, с включением
полушпагата, стойки на колене с опорой на руки и отведением ноги назад (девушки).
Черлидинг: композиция упражнений с построением пирамид, элементами степ-аэробики,
акробатики и ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад
из стойки на лопатках, стойка на голове и руках (мальчики), акробатическая комбинация.
Опорные прыжки через гимнастического козла ноги врозь; опорные прыжки на
гимнастического коня; лазанье по канату.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью. Прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание» с косого разбега.
Метание малого мяча на дальность с разбега.
Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО. Самостоятельная
подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в беговых (бег на
короткие и средние дистанции) и технических (прыжки и метание спортивного снаряда)
дисциплинах лёгкой атлетики.
Модуль «Зимние виды спорта – лыжная подготовка».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, одновременным бесшажным
ходом; повороты на лыжах, передвижение по дистанции; подъём по пологому склону
способом «ёлочка» и спуск в высокой и средней стойке; преодоление небольших бугров и
впадин при спуске с пологого склона, торможение на спусках.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении; ведение
мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя
руками от груди, двумя руками сверху с места и в движении; ранее разученные технические действия
с мячом. Совершенствование техники игры в защите и нападении.
Волейбол. Прием-передача мяча сверху, снизу, подача мяча, прямой нападающий удар;
взаимодействие в парах, тройках, ранее разученные технические действия с мячом.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием средств
базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры,
национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана
обеспечить достижение личностных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской
Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать
традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при
организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом,
оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий
физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила
техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения,
самовыражению в избранном виде спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных
представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом
самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его
укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного
влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия
по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после
значительных умственных и физических нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом,
проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов,
противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении
учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой,
планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и
потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и
спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности,
общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных
Олимпийских игр, выявлять их общность и различия;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского
движения, приводить примеры её гуманистической направленности;
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных
качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое
предназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники
безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями
показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять
причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по
профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств,
состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического
упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий
физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых
площадках и правилами предупреждения травматизма.
Универсальные коммуникативные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах
техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий
физической и технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастнополовых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать
нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы
движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательность решения задач
обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими
учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их
устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения,
рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления,
выяснять способы их устранения.
Универсальные учебные регулятивные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной
функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма,
развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб;
составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно
разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных снарядах;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания
учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё
право и право других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при
совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей
команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и
признаков полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях
физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга;
проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, составлять
комплексы упражнений по коррекции и профилактике её нарушения, планировать их выполнение в
режиме дня;
составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями физического
развития и физической подготовленности, планировать содержание и регулярность проведения
самостоятельных занятий;
осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять комплексы
упражнений физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики;
выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на развитие гибкости,
координации и формирование телосложения;
выполнять опорный прыжок с разбега способом «ноги врозь» (мальчики) и способом «напрыгивания
с последующим спрыгиванием» (девочки);
выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине (мальчики); в
передвижениях по гимнастическому бревну ходьбой и приставным шагом с поворотами,
подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки);
передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым способом вверх и
по диагонали;
выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции;
демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»;
передвигаться на лыжах попеременным двухшажным ходом (для бесснежных районов — имитация
передвижения);
демонстрировать технические действия в спортивных играх:
баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях; приём и передача мяча
двумя руками от груди с места и в движении);
волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении, прямая нижняя
подача);
футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и передача мяча, удар
по неподвижному мячу с небольшого разбега);
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом
индивидуальных и возрастно-половых особенностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Воспитательный компонент
Раздел 1. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1.
Знакомство с программным материалом и требованиями
к его освоению
0.5
0.5
осознают положительное влияние
каждой из форм организации
занятий на состояние здоровья,
физическое развитие и физическую
подготовленность;
обсуждают задачи и содержание
занятий физической культурой на
предстоящий учебный год;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7444/start/263360/
1.2.
Знакомство с системой дополнительного обучения
физической культуре и организацией спортивной работы
в школе
0.5
0.5
интересуются работой спортивных
секций и их расписанием;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7445/start/261347/
1.3.
Знакомство с понятием «здоровый образ жизни» и
значением здорового образа жизни в жизнедеятельности
современного человека
0.5
0.5
описывают основные формы
оздоровительных занятий;
конкретизируют их значение для
здоровья человека: утренняя
зарядка; физкультминутки и
физкультпаузы;
прогулки и занятия на открытом
воздухе;
занятия физической культурой;
тренировочные занятия по видам
спорта;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7437/start/314090/
1.4.
Знакомство с историей древних Олимпийских игр
0.5
0.5
характеризуют Олимпийские игры
как яркое культурное событие
Древнего мира; излагают версию их
появления и причины завершения;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7435/start/263201/
Итого по разделу
2
Раздел 2. СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.
Режим дня и его значение для современного школьника
0.5
0.5
знакомятся с понятием
«работоспособность» и
изменениями показателей
работоспособности в течение дня;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7440/start/261253/
2.2.
Самостоятельное составление индивидуального режима
дня
0.5
0.5
составляют индивидуальный режим
дня и оформляют его в виде
таблицы.;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7446/start/314149/
2.3.
Физическое развитие человека и факторы, влияющие на
его показатели
0.5
0.5
приводят примеры влияния занятий
физическими упражнениями на
показатели физического развития.;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7447/start/262856/
2.4.
Осанка как показатель физического развития и здоровья
школьника
0.5
0.5
знакомятся с понятиями
«правильная осанка» и
«неправильная осанка»;
видами осанки и возможными
причинами нарушения;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7438/start/263294/
2.5.
Измерение индивидуальных показателей физического
развития
0.5
0.5
знакомятся с понятием «физическое
развитие» в значении «процесс
взросления организма под влиянием
наследственных программ»;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7448/start/262824/
2.6.
Упражнения для профилактики нарушения осанки
0.5
0.5
приводят примеры влияния занятий
физическими упражнениями на
показатели физического развития.;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7453/start/314210/
2.7.
Организация и проведение самостоятельных занятий
0.5
0.5
устанавливают причинноследственную связь между видами
деятельности;
их содержанием и напряжённостью
и показателями
работоспособности;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7449/start/261538/
2.8.
Процедура определения состояния организма с помощью
одномоментной функциональной пробы
0.5
0.5
определяют индивидуальные виды
деятельности в течение дня;
устанавливают временной диапазон
и последовательность их
выполнения;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7443/start/314123/
2.9.
Исследование влияния оздоровительных форм занятий
физической культурой на работу сердца
0.5
0.5
устанавливают причинноследственную связь между видами
деятельности;
их содержанием и напряжённостью
и показателями работоспособности;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7447/start/262856/
2.10
Ведение дневника физической культуры
0.5
0.5
составляют индивидуальный режим
дня и оформляют его в виде
таблицы;
Практическая
работа;
Итого по разделу
5
Раздел 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
3.1.
Знакомство с понятием «физкультурно-оздоровительная
деятельность
0.5
0.5
знакомятся с понятием
«физкультурно-оздоровительная
деятельность»;
ролью и значением физкультурнооздоровительной деятельности в
здоровом образе жизни
современного человека;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7446/start/314149/
3.2.
Упражнения утренней зарядки
0.5
0.5
знакомятся с рекомендациями по
технике безопасности во время
выполнения беговых упражнений
на самостоятельных занятиях
лёгкой атлетикой;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7459/start/262735/
3.3.
Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики
0.5
0.5
закрепляют и совершенствуют
технику высокого старта;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7459/start/262735/
3.4.
Водные процедуры после утренней зарядки
0.5
0.5
разучивают бег с равномерной
скоростью по дистанции в 1 км.;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7459/start/262735/
3.5.
Упражнения на развитие гибкости
0.5
0.5
знакомятся с образцом учителя;
анализируют и уточняют детали и
элементы техники;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7460/start/262701/
3.6.
Упражнения на развитие координации
0.5
0.5
знакомятся с рекомендациями по
технике безопасности во время
выполнения беговых упражнений
на самостоятельных занятиях
лёгкой атлетикой;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7460/start/262701/
3.7.
Упражнения на формирование телосложения
1
1
знакомятся с рекомендациями
учителя по использованию
подготовительных и подводящих
упражнений для освоения
технических действий игры
баскетбол;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7464/start/261477/
3.8.
Модуль «Гимнастика». Знакомство с понятием
«спортивно-оздоровительная деятельность
2
2
закрепляют и совершенствуют
технику передачи мяча двумя
руками от груди на месте (обучение
в парах);
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7464/start/261477/
3.9.
Модуль «Гимнастика». Кувырок вперёд в группировке
2
2
рассматривают;
обсуждают и анализируют образец
техники ведения баскетбольного
мяча на месте и в движении;
выделяют отличительные элементы
их техники;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7464/start/261477/
• Урок-исследование «Развитие
гибкости»
Урок-исследование «Развитие силовых
качеств»
• Урок-исследование «Гимнастический
снаряд и инвентарь»
3.10.
Модуль «Гимнастика». Кувырок назад в группировке
2
2
знакомятся с рекомендациями
учителя по использованию
подготовительных и подводящих
упражнений для освоения
технических действий игры
баскетбол;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7464/start/261477/
3.11.
Модуль «Гимнастика». Кувырок вперёд ноги «скрёстно»
1
1
знакомятся с понятием «спортивнооздоровительная деятельность»;
ролью и значением спортивнооздоровительной деятельности в
здоровом образе жизни
современного человека;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7446/start/314149/
3.12.
Модуль «Гимнастика». Кувырок назад из стойки на
лопатках
1
1
рассматривают;
обсуждают и анализируют
иллюстративный образец техники
выполнения кувырка вперёд в
группировке;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7456/start/314238/
3.13.
Модуль «Гимнастика». Опорный прыжок на
гимнастического козла
1
1
разучивают упражнения с
гантелями на развитие отдельных
мышечных групп;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7441/start/262982/
3.14.
Модуль «Гимнастика». Гимнастическая комбинация на
низком гимнастическом бревне
1
1
контролируют технику выполнения
упражнения другими учащимися;
сравнивают её с образцом и
определяют ошибки;
предлагают способы их устранения
(обучение в парах);
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7455/start/263071/
3.15.
Модуль «Гимнастика». Лазанье и перелезание на
гимнастической стенке
1
1
контролируют технику выполнения
упражнения другими учащимися;
сравнивают её с образцом и
выявляют возможные ошибки;
предлагают способы их устранения
(обучение в группах);
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7456/start/314238/
3.16.
Модуль «Гимнастика». Расхождение на гимнастической
скамейке в парах
1
1
разучивают лазанье одноимённым
способом по фазам движения и в
полной координации;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7456/start/314238/
3.17.
Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с равномерной скоростью
на длинные дистанции
1
1
разучивают бег с равномерной
скоростью по дистанции в 1 км.;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.18.
Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями
по технике безопасности во время выполнения беговых
упражнений на самостоятельных занятиях лёгкой
атлетикой
1
1
знакомятся с рекомендациями по
технике безопасности во время
выполнения беговых упражнений
на самостоятельных занятиях
лёгкой атлетикой;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.19.
Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с максимальной
скоростью на короткие дистанции
2
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/542762/
3.20.
Модуль «Лёгкая атлетика». Прыжок в длину с разбега
способом «согнув ноги»
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262312/
3.21.
Модуль «Лёгкая атлетика». Прыжки в высоту с прямого
разбега
2
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262562/
3.22.
Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями
учителя по технике безопасности на занятиях прыжками
и со способами их использования для развития
скоростно-силовых способностей
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262772/
3.23.
Модуль «Лёгкая атлетика». Метание малого мяча в
неподвижную мишень
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/235762/
• Школьные соревнования лёгкоатлетический кросс «Золотая
осень»
• Тестирование ГТО
• Школьные соревнования по прыжкам
в высоту
• Школьные соревнования «Лапта»
3.24.
Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями
по технике безопасности при выполнении упражнений в
метании малого мяча и со способами их использования
для развития точности движения
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/261462/
3.25.
Модуль «Лёгкая атлетика». Метание малого мяча на
дальность
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/212362/
Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах
попеременным двухшажным ходом
1
3.27.
Модуль «Зимние виды спорта». Знакомство с
рекомендациями учителя по технике безопасности на
занятиях лыжной подготовкой; способами использования
упражнений в передвижении на лыжах для развития
выносливости
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/278962/
3.28.
Модуль «Зимние виды спорта». Повороты на лыжах
способом переступания
2
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/269872/
3.29.
Модуль «Зимние виды спорта». Подъём в горку на лыжах
способом «лесенка»
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262987/
3.30.
Модуль «Зимние виды спорта». Спуск на лыжах с пологого
склона
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/265462/
3.31.
Модуль «Зимние виды спорта». Преодоление небольших
препятствий при спуске с пологого склона
2
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/264782/
3.32.
Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Передача
баскетбольного мяча двумя руками от груди
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.33.
Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Знакомство с
рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений для
освоения технических действий игры баскетбол
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/2584762/
3.34.
Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Передача мяча
двумя руками от груди, на месте и в движении
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.35.
Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Ведение мяча на
месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.36.
Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Бросок мяча в
корзину двумя руками от груди с места
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.37.
Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Ранее разученные
технические действия с мячом
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262369/
3.38.
Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Прямая нижняя
подача мяча в волейболе
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/123762/
3.39.
Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Знакомство с
рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений для
освоения технических действий игры волейбол
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Приём и передача
волейбольного мяча двумя руками снизу на месте и в
движении
1
3.26.
3.40.
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/264562/
• Спортивно-игровая программа
«Русские богатыри»
• Школьная научнопрактическая
конференция «Шаг в исследование
Образовательно-обучающий урок
«Веселые старты
Образовательно-обучающий урок
Соревнования по Волейболу
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.41.
Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Приём и передача
волейбольного мяча двумя руками сверху на месте и в
движении
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.42.
Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Ранее разученные
технические действия с мячом
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.43.
Модуль «Спортивные игры. Футбол». Удар по
неподвижному мячу
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.44.
Модуль «Спортивные игры. Футбол». Знакомство с
рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений для
освоения технических действий игры футбол
1
1
рассматривают, обсуждают и
анализируют образец техники
учителя, определяют фазы
движения и особенности их
технического выполнения;;
3.45.
Модуль «Спортивные игры. Футбол». Остановка
катящегося мяча внутренней стороной стопы
2
2
закрепляют и совершенствуют
технику остановки катящегося мяча
внутренней стороной стопы. ;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762
/
• Урок-исследование «Развитие
выносливости»
• Урок-исследование «ЧСС»
3.46.
Модуль «Спортивные игры. Футбол». Ведение футбольного
мяча
4
4
описывают технику выполнения
обводки конусов, определяют
возможные ошибки и причины их
появления, рассматривают способы
устранения;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
3.47.
Модуль «Спортивные игры. Футбол». Обводка мячом
ориентиров
4
4
контролируют технику выполнения
обводки учебных конусов другими
учащимися, выявляют возможные
ошибки и предлагают способы их
устранения (работа в парах);
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262762/
Зачет;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7462/start/262212/
Итого по разделу
58
Раздел 4. СПОРТ
4.1.
Физическая подготовка: освоение содержания
программы, демонстрация приростов в показателях
физической подготовленности и нормативных
требований комплекса ГТО
3
Итого по разделу
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3
0
68