.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» основной общеобразовательной
программы основного общего образования адресована обучающимся муниципального
казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п.
Попов Порог. Программа составлена на основе:
1) Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации»;
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010г. № 1897;
3) Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4) Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог;
5) Учебного плана основной общеобразовательной программы основного общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
6) - примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9
классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике главных природных, экологических, социальноэкономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, о
проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим
условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его
развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального
природопользования;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически
целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов,
проектов;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях.
Место курса географии в учебном плане.
В основной школе предмет « География» изучается с 5 по 9 класс.
Классы
5класс
Количество
часов
за
неделю/год
Общее
количество
часов
1ч/34ч
6класс
1ч/35ч
7класс
2ч/70ч
8класс
9 класс
2ч/70ч
2ч/68ч
277ч.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
География. 5-6 классы / А.И. Алексеев, В.В.Николина,
Просвещение,2019.
География. 7 класс / А.И. Алексеев,
В.В.Николина,
Просвещение, 2019.
География. 8 класс / А.И. Алексеев,
В.В.Николина,
Просвещение, 2019.
География. 9 класс / А.И. Алексеев,
В.В.Николина,
Просвещение, 2019.
Е.К. Липкина. М.:
Е.К. Липкина. М.:
Е.К. Липкина. М.:
Е.К. Липкина. М.:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами изучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
2. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический
патруль», волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности
и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
7. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
8. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
5–6 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
7–9 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства
(в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
5–6 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого
развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и
его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое
мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование
карт
как
информационных образно-знаковых моделей
действительности.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:
5 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
6 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,
их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних
и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
7 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной
поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных
стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для
объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические
проблемы на разных материках и в океанах.
использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов
разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных
стран мира.
8 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять роль географической
социоприродного развития.
науки
в
решении
проблем
гармоничного
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации.
использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
использование карт как моделей:
пользоваться
различными
источниками
картографическими, статистическими и др.;
географической
информации:
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные
географических районов.
черты
и
специфику природно-хозяйственных систем
и
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
пользоваться
различными
источниками
картографическими, статистическими и др.;
географической
информации:
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и
формулировать зависимости и закономерности;
определять
и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
читать планы местности и географические карты;
строить простые планы местности.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения
их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания
в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчеты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества,
стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать
принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических
объектов
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов
природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий
страны, связанных с глобальными изменениями климата.
Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать
факторы,
определяющие
динамику населения
России,
половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России,
географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,
языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и
размещения на селения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из
реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов
страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их
частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических
особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других
стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)
5 КЛАСС Раздел: Источники географической информации (19 часов)
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их
географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на
глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы
изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.
Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана
местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана
местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана.
Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных
высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический
метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире.
Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)
Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей
различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов
проживания представителей различных рас.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной
коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и
взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия
жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение
безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности
жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной
деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Учебно-тематический план (5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
Количес Количест
тво
во
часов
практиче
ских
работ
Раздел
Тема
Источники
географическо
й информации
Развитие географических
знаний о Земле.
4
Земля – планета
Солнечной системы
4
0
План и карта
11
3
Человек на Земле
3
0
Литосфера – твердая
оболочка Земли
12
4
Природа
Земли и
человек
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2, 3, 7, 8
0
Всероссийский урок
«Науки и
технологий»
Проекты « Великие
географические
открытия»
« Скульптурный
портрет Земли»
составление плана
своей местности
Итого
34
7
Тематическое планирование уроков географии в 5 классе.
Раздел программы.
№
п\п
Тема урока
К-во
часов
Развитие географических знаний о Земле
4
1
Наука география. Географические методы изучения
окружающей среды.
2
Как люди открывали Землю.
3
Великие географические открытия.
4
География сегодня.
Земля – планета Солнечной системы
5
Мы во Вселенной.
6
Движение Земли.
7
Солнечный свет на Земле.
4
Пр.р
8
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной
системы».
План и карта
9
Ориентирование на местности.
10
Земная поверхность на плане и карте. Условные
знаки. Масштаб.
11
Изображение неровностей земной поверхности на
плане и карте.
12
Практическая работа №1: «Построение плана
местности».
13
Географическая карта.
14
Градусная сетка.
15
Практическая работа №2: «Определение по плану и карте
расстояний и направлений».
16
Географические координаты. Широта.
17
Географические координаты. Долгота.
18
Практическая работа 3: «Определение географических
координат объектов в мире ».
19
Обобщение по теме «План и карта».
Человек на Земле
20
Как люди заселяли Землю.
21
Расы и народы.
22
Сравнение стран мира по политической карте.
Литосфера – твердая оболочка Земли
23
Земная кора – верхняя часть литосферы.
24
Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Практическая работа №4: «Определение горных пород,
встречающихся в Карелии, изучение их свойств».
25
Движения земной коры. Землетрясения.
26
Движения земной коры. Вулканы.
11
№1
№2
№3
3
12
№4
27
Рельеф Земли. Равнины.
28
Рельеф Земли. Горы.
29
Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и
Карелии».
№5
30
Практическая работа №6: «Обозначение на контурной
карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов».
№6
31
Практическая работа №7: «Разработка туристического
маршрута «Скульптурный портрет Земли».
№7
32
Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли».
33
Литосфера и человек
34
Обобщение знаний по изученному курсу.
6 КЛАСС
Раздел: Природа Земли и человек (35 часа)
Гидросфера — водная оболочка Земли. (13 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод
Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения
географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений,
свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и
органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской
транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению
качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и
режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения
географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади
водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для
человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей
горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные
ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на
хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и
опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,
правила обеспечения личной безопасности.
Пр.р. № 1. Описание Белого моря по плану.
Пр.р. № 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Пр.р. № 3. Описание реки по плану.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и
годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры
с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды,
условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных
осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс;
условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические
приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с
помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы
ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение
практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с
высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и
климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в
экстремальных климатических условиях.
Пр.р. № 4. Построение розы ветров.
Пр.р. № 5. Наблюдение за погодой, обработка данных.
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения
живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие
компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания.
Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность
в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и
животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ
определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и
неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы
(условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его
повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении
почв.
Географическая оболочка Земли (5 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её
составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные.
Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная
зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия
компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Пр.р. № 6. Нанесение на карту природных зон Земли.
Обобщение знаний по изученному курсу (1 час)
Учебно-тематический план (6 класс, 35 часа, 1 час в неделю)
Раздел
Природа
Земли и
человек
Колич
ество
часов
Количест
во
практиче
ских
работ
Гидросфера – водная
оболочка Земли.
13
3
Атмосфера – воздушная
оболочка Земли
11
2
Биосфера – живая
оболочка Земли
4
0
Тема
Основные направления
воспитательной
деятельности
2, 3,4,5,7,8
Проекты: «Путешествие
капельки воды в Мировом
круговороте воды в
природе»;
«Атмосфера и человек» на
примере своей местности;
«Барометры в науке и в
природе»;
Географическая
оболочка Земли
5
Обобщение по курсу
географии 6 класса
2
1
0
«Влияние капризов погоды
на здоровье людей»;
Построение розы ветров по
наблюдениям на
Сегозерском гидроузле,
сопоставление и анализ
графиков разных лет;
«Природа родного края»
Олимпиада по экологии
Итого
35
6
Тематическое планирование уроков географии в 6 классе
№
ур
ока
Раздел программы.
Тема урока
Гидросфера — водная оболочка Земли
1
Состав и строение гидросферы.
2
Мировой океан. Части Океана. Практическая работа №1:
К-во
часов
Пр.р
13
№1
«Описание моря по плану (на примере Белого моря)».
3
Острова и полуострова.
4
Практическая работа №2:» Нанесение на контурную
карту объектов гидросферы».
5
Движение воды в океане.
6
Воды Океана.
7
Реки – артерии Земли.
8
Режим и работа рек.
9
Практическая работа №3: «Описание реки по плану на
примере Амазонки».
10
Озера и болота.
11
Подземные воды и ледники.
12
Гидросфера и человек (на примере своего региона).
13
Обобщение по теме: «Гидросфера».
Атмосфера — воздушная оболочка Земли
14
Состав и строение атмосферы.
15
Тепло в атмосфере.
16
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
17
Атмосферное давление.
18
Ветер. Практическая работа №4: «Построение розы
ветров».
19
Влага в атмосфере. Облака. Осадки.
20
Практическая работа №5: «Наблюдение за погодой,
обработка данных».
21
Погода.
22
Климат.
23
Атмосфера и человек (на примере своей местности).
24
Обобщение по теме: «Атмосфера».
Биосфера – живая оболочка Земли
№2
№3
11
№4
№5
4
25
Биосфера – земная оболочка.
26
Почвы.
27
Биосфера – сфера жизни.
28
Обобщение по теме: «Биосфера».
Географическая оболочка
29
Географическая оболочка Земли
30
Природные зоны Земли. Практическая работа №6:
«Нанесение на контурную карту природных зон Земли».
31
Приспособленность людей к жизни в различных
природных зонах.
32
Культурные ландшафты.
33
Обобщение по теме: «Географическая оболочка».
34- Обобщение знаний по изученному курсу.
35
5
№6
2
7 класс
Раздел: Источники географической информации (3 часа)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с
окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда.
Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения
информации на картах.
Пр. работа №1 «Каким способом отображают информацию на картах»
Раздел: Население Земли (8 часов)
Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и
сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны.
Зависимость стран друг от друга.
Пр.р. № 2. «Как размещено население Земли»
Пр.р. № 3. «Составление характеристики населения мира»
Пр.р. № 4. «Выявление особенностей хозяйственной деятельности в мире»
Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)
Природа Земли (15 часов)
Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на
Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые.
Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки
на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса
и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины
образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и
животный мир Земли. Почвы.
Пр.р. №5. «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»
Пр.р. № 6. «Описание течения Мирового океана»
Пр.р. № 7. «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»
Природные комплексы и регионы (6 часов)
Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического
положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их
сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.
Пр.р. № 8. «Описание природных зон по карте»
Пр.р. № 9. «Описание океана по плану»
Материки и страны (38 часов)
Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия
населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз.
Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны
Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская
Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире.
Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии.
Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное
государство.
Пр.р. № 10. «Описание климатограмм»
Пр.р. № 11. «Разработка туристического маршрута по Австралии»
Пр.р. № 12. «Составление характеристики США»
Пр.р. № 13. «Характеристика природных зон на маршруте путешествия»
Пр.р. № 14. «Описание страны материка Евразия»
Учебно-тематический план (7 класс, 70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел
Тема
Источники
Источники
географической географической
Количество Количество
часов
практических
работ
3
1
Основные
направления
воспитательной
деятельности
2, 3,4, 8
информации
информации
Население
Земли
Население
Земли
Природа Земли
Материки,
океаны, страны
Природные
комплексы и
регионы
8
3
Всероссийский урок
«Науки и технологий».
Проект: «Мой край на
карте мира и страны»
15
3
1, 2, 3, 4,7, 8
6
2
Проекты: «Отражение
особенностей природы в
фольклоре народов
мира»; «Семь чудес
света»;
«Что такое экосистема
и почему это должно
меня заботить»
Материки и
страны
38
5
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8
Проекты: «Создание
национального парка
Танзании»;
«Как использовать
человеку Антарктиду»;
«Хозяйственное
освоение Амазонии с
учётом сохранения её
животного и
растительного мира»;
«Традиции и обычаи
народов мира»
Итого:
70
14
Тематическое планирование уроков географии в 7 классе
№
п\
п
1
Раздел программы. Тема урока
К-во
часов
Источники географической информации
3
Как мы будем изучать географию в 7-м классе.
Пр.р
2
Географические карты.
3
Практическая работа №1 «Каким способом отображают
информацию на картах»
Население Земли.
4
Как люди заселяли Землю
5
Население современного мира. Практическая работа №2 «Как
размещено население Земли»
6
Народы, языки и религии.
7
Города и сельские поселения
8
Страны мира
9
Практическая работа №3 «Сравниваем страны мира»
№1
8
№2
№3
10. Многообразие стран. Зависимость стран друг от
друга.Практическая работа №4: «Выявление особенностей
хозяйственной деятельности в мире».
№4
11. Контрольная работа №1 «Человек на Земле»
Природа Земли.
15ч.
12. Развитие земной коры. Геологические эры
13. Земная кора на карте.
14. Размещение на Земле гор и равнин.
15. Практическая работа №5: «Выявление взаимосвязи между
строением земной коры и рельефом».
№5
16. Природные ресурсы земной коры.
17. Температура воздуха на разных широтах.
18. Давление воздуха и осадки на разных широтах.
19. Воздушные массы и их свойства.
20
Климатические пояса и области.
21. Океанические течения. Практическая работа №6: «Описание
течения Мирового океана».
22. Реки и озёра Земли.
№6
23. Поиск географической информации в Интернете.
24. Растительный и животный мир Земли. Практич. работа №7:
«Анализ карт климатических поясов и природных зон мира».
№7
25. Почвы.
26. Контрольная работа №2 «Природа Земли»
Природные комплексы и регионы.
6ч.
27. Природные зоны Земли. Практическая работа № 8:
«Описание природных зон по карте».
№8
28. Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны.
29. Атлантический и Индийский океаны.Практич.работа №9:
«Описание океана по плану».
№9
30. Материки как крупные природные комплексы Земли.
31. Как мир делится на части и как объединяется.
32. Контрольная работа №3 « Природные комплексы и регионы»
Материки и страны.
38ч.
33. Африка: образ материка.
34. Африка в мире.
35. Путешествие по Африке №1.
36. Путешествие по Африке №2 Практическая работа №10:
«Описание климатограмм».
№ 10
37. Египет.
38. Разработка проекта «Создание национального парка Танзании».
39. Обобщение по теме «Африка»
40. Австралия: образ материка.
41. Растительный и животный мир Австралии.
42. Австралия: путешествие. Практическая работа №11:
«Разработка туристического маршрута по Австралии».
43. Антарктида.
44. Южная Америка: образ материка.
№ 11
45. Особенности климата Южной Америки.
46. Латинская Америка в мире.
47. Путешествие по Южной Америке №1.
48. Путешествие по Южной Америке №2.
49. Бразилия.
50. Северная Америка: образ материка.
51. Англо- Саксонская Америка.
52. Путешествие по Северной Америке №1.
53. Путешествие по Северной Америке №2.
54. США. Практич. работа №12: «Составление харак-ки США».
№ 12
55. Евразия: образ материка. Особенности материка.
56. Евразия: образ материка. Климат материка
57. Европа в мире.
58. Путешествие по Европе №1.
59. Путешествие по Европе №2.Практическая работа №13:
«Характеристика природных зон на маршруте путешествия»
№ 13
60. Германия.
61. Азия в мире.
62. Путешествие по Азии №1.
63. Путешествие по Азии №2.
64. Китай.
65. Индия.
66. Практич.работа №14: «Описание страны материка Евразия».
67. Создание презентации по одной из стран Евразии ( по
желанию). Представление и защита презентации.
68. Обобщение по теме « Материки и страны»
69. Итоговая контрольная работа.
70. Глобальные проблемы человечества
№14
8 КЛАСС
России
География России Раздел: Особенности географического положения
Россия в мире (6 часа)
Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России.
Природные
объекты
России. Географические
районы. Административнотерриториальное деление. Формирование территории России.
Пр.р. № 1. Определение поясного времени для разных городов России.
Пр.р. № 2. Ориентирование по физической карте России.
Раздел: Население России
Россияне (10 часов)
Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения.
Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос.
Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и
урбанизация. Города и сельские поселения.
Пр.р. № 3. Определение на основе различных источников информации основных
направлений миграционных потоков в России.
Раздел: Природа России Природа России (22 часа)
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация.
Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши
реки. Почва и её значение.
Пр.р. № 4. Описание рельефа России по плану.
Пр.р. № 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными
ископаемыми России.
Пр.р. № 6. Нанесение на контурную карту форм рельефа и п/и России и Карелии
Пр.р. № 7. Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории России.
Пр.р. № 8. Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора
развития хозяйства и условий жизни населения.
Пр.р. № 9. Описание Белого моря по типовому плану.
Пр.р. № 10. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт;
выявление возможностей её хозяйственного использования.
Пр.р. № 11. Составление характеристики почвенных ресурсов Карелии.
Природно-хозяйственные зоны (6 часов)
Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные
зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в
горах.
Пр.р. № 12. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Раздел: Хозяйство России (23 часов)
Развитие
хозяйства. Отрасль. Особенности
экономики
России. Типы
предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая
промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация.
Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство.
Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный
транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Пр.р. № 13. Характеристика угольного бассейна России.
Пр.р. № 14. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения.
Пр.р. № 15. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и
технических культур в России.
Пр.р. № 16. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Обобщение за курс 8 класса (1 час)
Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России.
Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.
Учебно-тематический план (8 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел
Тема
Особенности
географическог Россия в мире
о положения
России
Россияне
Население
России
Количест
во часов
6
10
Кол-во Основные направления
практ.
воспитательной
работ
деятельности
1,2,3,4,7,8
2
Всероссийский урок
«Науки и технологий».
Проекты: «Наш
демографический
1
портрет»;
«История моего
посёлка»;
Природа
России
Природа России
Природнохозяйственные
зоны.
22
6
8
1
«Топонимы, связанные с
п. Попов Порог»
1,2,3,4,7,8
Проекты: «Разработка
маршрута речной
«кругосветки» по водным
путям России»;
«Туризм в Республике
Карелия»;
Хозяйство
России
Хозяйство России
23
4
« Европейский Север»
1,2,3,5,6,8
Проекты: «В преддверии
энергетического
кризиса»;
«Волга - экономическая
ось Поволжья»
Обобщение за курс
«География России»
8 класс
Итого:
3
0
70
16
Тематическое планирование уроков географии в 8 классе
№
п\
п
Раздел программы.
Тема урока
К-во
час
Россия в мире
6
1
Мы и наша страна на карте мира.
2
Географическое положение России.
3
Наша страна на карте часовых поясов. Практическая
работа №1: «Определение поясного времени для разных
городов России».
4
Как ориентироваться по карте России. Практическая работа
№2: «Ориентирование по физической карте России».
5
Формирование территории России.
6
Наше национальное богатство и наследие.
Россияне
7
Численность населения России
8
Воспроизводство населения.
9
«Демографический портрет» России.
10
Мозаика народов.
11
Национальный состав России.
Пр.р
№1
№2
10
12
Размещение населения России.
13
Города и сельские поселения. Урбанизация.
14
Миграции населения. Практическая работа №3:
№3
«Определение на основе различных источников информации
основных направлений миграционных потоков в России».
15
Россияне на рынке труда.
16
Обобщающий урок по теме «Россияне»
Природа России
17
История развития земной коры.
18
Рельеф: тектоническая основа
19
Особенности рельефа России. Практическая работа №4:
«Описание рельефа России по плану».
20
Рельеф: скульптура поверхности.
21
Ресурсы земной коры.Практическая работа №5: «Выявление
взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и
полезными ископаемыми России».
22
Основные месторождения полезных ископаемых. Полезные
ископаемые Карелии.
23
Практическая работа №6: «Нанесение на контурную карту
форм рельефа и полезных ископаемых России и Карелии».
24
Солнечная радиация.
25
Атмосферная циркуляция.
26
Зима и лето в нашей северной стране.
27
Оценка климатических условий России на основе различных
источников информации. Практическая работа №7:
«Определение по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, средней температур января и июля,
годового количества осадков по территории России».
28
Климатические пояса и типы климатов России.
29
Как мы живем и работаем в нашей стране. Практич. работа
№8: «Оценка климат. условий одного из регионов России как
фактора развития хозяйства и условий жизни населения».
22
№4
№5
№6
№7
№8
30
Неблагоприятные климатические явления.
31
Наши моря. Практическая работа № 9: «Описание Белого
моря по типовому плану».
32
Наши реки. Практическая работа № 10: «Описание одной из
российских рек с использованием тематических карт;
выявление возможностей её хозяйственного использования».
33
Где спрятана вода.
34
Водные дороги и перекрёстки.
35
Водные ресурсы Карелии
36
Почва – особое природное тело.
37
Почва – основа сельского хозяйства. Практич.работа №11:
«Составление характеристики почвенных ресурсов страны»
38
№9
№ 10
№ 11
Обобщение по теме: «Природа России»
Природно-хозяйственные зоны
39
Северные безлесные зоны.
40
Лесные зоны России.
41
Степи и лесостепи.
42
Южные безлесные зоны.
43
Субтропики. Высотная поясность.
44
Практическая работа №12. «Описание природнохозяйственной зоны вашей местности».
Хозяйство России
45
Развитие хозяйства.
46
Особенности экономики России.
47
ТЭК. Угольная промышленность.
48
Практическая работа №13: «Характеристика угольного
бассейна России».
49
Газовая промышленность.
50
Нефтяная промышленность.
6
№ 12
23
№ 13
51
Электроэнергетика. ТЭК Карелии
52
Черная металлургия.
53
Цветная металлургия.
54
Машиностроение.
55
Практическая работа №14: «Определение главных районов
размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого
машиностроения».
56
Химическая промышленность.
57
Лесопромышленный комплекс. ЛПК Карелии.
58
Сельское хозяйство. Растениеводство.
59
Сельское хозяйство. Животноводство.
60
Практическая работа №15: «Определение по картам
основных районов выращивания зерновых и технических
культур в России».
61
Пищевая и легкая промышленность.
62
Транспортная инфраструктура. Сухопутный транспорт.
63
Транспортная инфраструктура. Водный и воздушный
транспорт. Практическая работа №16: «Составление
характеристики одного из видов транспорта (по выбору)».
64
Социальная инфраструктура. Сфера услуг.
65
Информационная инфраструктура. Информация и связь.
66
Характеристика хозяйства Карелии.
67
Обобщение по теме: Хозяйство России.
68
70
Обобщение за курс 8 класса
9 КЛАСС
№ 14
№ 15
№ 16
3
География России Раздел: Повторение материала
Повторение материала по теме «Хозяйство России» (8 часов)
Развитие хозяйства. Отрасль. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и
газовая
промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение.
Специализация. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство.
Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный
транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Раздел: Районы России Регионы России (3 часа)
Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России
как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению,
объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные
регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную
деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность
России.
Европейская Россия (37 часов) Центральная Россия (7 часов)
Пространство
Центральной
России. Состав
территории. Своеобразие
географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие
реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и
степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной
России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной
России.Центральный
район. Географическое положение. Особенности
развития
хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры.
Проблемы
сельской
местности.Московская
агломерация. Функции
Москвы.
Подмосковье.Центрально-Чернозёмный
район. Особенности
и
проблемы.
Специализация хозяйства.Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Пр.р. № 1. «Выявление и анализ условий для развития Центральной России»
Северо-Запад (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка
природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав.
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные
отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Европейский Север (9 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природноресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря
на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные
промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города Европейского
Севера. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Пр.р. № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и
хозяйства своей местности».
Европейский Юг (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных
условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная
поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения
территории. Густая
населённость
района. Быт, традиции, занятия
населения.
Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации
района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы
развития Северного Кавказа.
Поволжье (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и
ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города.
Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли
специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Урал (5 часов)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района
в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и
ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные
ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и
традиции
народов
Урала. Уровень
урбанизации. Крупные
города
Урала.
Специализация
района. Современное
хозяйство
района. Урал - экологически
неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и
перспективы развития Урала.
Пр.р. № 3. «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала».
Обобщение по теме «Европейская Россия» (1 час)
Азиатская Россия (15 ч):
Сибирь (10 ч)
Пространство
Сибири. Состав
территории. Географическое
положение.
Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы
Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и
освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы
Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России.
Восточная
и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы
и
перспективы развития районов.
Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной
Сибири»
Дальний Восток (5 ч)
Уникальность
географического
положения. Состав
и
соседи
района.
Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые.
Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные
отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или
"тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.
Раздел: Россия в современном мире Россия в мире (4 ч)
Соседи
России. Место
России
в
мире. Экономические, культурные,
информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и
дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими
государствами.
Пр.р. № 5. «Анализ показателей внешнеторгового оборота России»
Обобщение за курс 9 класса (1 час) Регионы России, Европейская Россия, Азиатская
Россия, Россия в мире.
Учебно-тематический план (9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел
Тема
Колич
ество
часов
Повторение
материала
Повторение материала по
теме «Хозяйство России»
8
Районы
России
Регионы России
3
Европейская Россия:
37
Центральная Россия
7
Северо-Запад
5
Европейский Север
9
Европейский Юг
5
Поволжье
5
Урал
5
Обобщение по теме
«Европейская Россия»
1
Азиатская Россия:
15
Сибирь
10
Дальний Восток
5
Колич
ество
практ.
работ
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1
1,2,3,4,6,7,8
Всероссийский урок
«Науки и
технологий».
1
1
1
Проекты: «Санкт Петербург в системе
мировых
культурных
ценностей»;
«Разработка
туристического
маршрута по
природным и
историческим
местам
Европейского
Севера»;
«Рекреационное
хозяйство
Европейского Юга».
Россия в
современном
мире
Россия в мире
4
Обобщение за курс 9 класса
1
Итого:
1
68
1,2,4,5,6
5
Тематическое планирование уроков географии в 9 классе
№
п\
п
Раздел программы.
Тема урока
К-во
часов
Повторение материала по теме «Хозяйство России»
8
1
Топливно-энергетический комплекс.
2
Черная и цветная металлургия.
3
Машиностроение.
4
Химическая промышленность.
5
Лесопромышленный комплекс. ЛПК Карелии
6
Сельское хозяйство.
7
Транспортная инфраструктура.
8
Изучаем сферу услуг Карелии
Регионы России
9
Районирование России. Административно-территориальное
деление Карелии
10
Экологическая ситуация в России.
11
Экологическая безопасность в России.
Европейская Россия
12
3
37
Центральная Россия (7 часов).
Пространство Центральной России. Практическая работа №1:
«Выявление и анализ условий для развития Центральной
России».
13
Пр.р
Восточно-Европейская равнина – особенности природы.
№1
14
Центральная Россия: освоение территории и население.
15
Центральная Россия: хозяйство (1).
16
Центральная Россия: хозяйство (2).
17
Волго-Вятский район и Центрально-Чернозёмный район.
18
Москва – столица России.
19
Европейский Северо-Запад (5 часов). Пространство СевероЗапада.
20
Северо-Запад: " Окно в Европу".
21
Северо-Запад: хозяйство.
22
Санкт- Петербург – культурная столица России.
23
Калининградская область.
24
Европейский Север (9 часов). Пространство Европейского
Севера.
25
Европейский Север: освоение территории.
26
Население Европейского Севера.
27
Хозяйство Европейского Севера.
28
Европейский Север: проблемы и перспективы.
29
Карелия: географическое положение.
30
Население Карелии
31
Природно-ресурсный потенциал Карелии.
32
Проблемы и перспективы развития Республики Карелия.
Практич.работа № 2: «Составление характеристики природ.
особенностей, населения и хозяйства своей местности».
33
Европейский Юг (5 часов).
Пространство Европейского Юга.
34
Особенности природы Северного Кавказа.
35
Европейский Юг: население.
36
Европейский Юг: освоение территории.
№2
37
Европейский Юг: особенности хозяйства.
Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе»
38
Поволжье (5 часов). Пространство Поволжья.
39
Поволжье: освоение территории.
40
Население Поволжья.
41
Хозяйство Поволжья.
42
Проблемы и перспективы развития Поволжья.
43
Урал (5 часов). Пространство Урала.
44
Особенности природы Урала
45
Урал: население и города.
46
Урал: освоение территории и хозяйство.
47
Практическая работа № 3: «Составление сравнительной
характеристики развития Поволжья и Урала».
48
Обобщение по теме «Европейская Россия»
Азиатская Россия
49
№3
Сибирь (10 часов). Пространство Сибири.
Практическая работа № 4: «Сравнительная оценка
географического положения Западной и Восточной Сибири».
50
Особенности природы Западно-Сибирской равнины.
51
Горы Южной Сибири: особенности природы.
52
Освоение территории Сибири.
53
Сибирь: население.
54
Сибирь: хозяйство.
55
Западная Сибирь.
56
Восточная и Северо-Восточная Сибирь.
57
Байкал - объект Всемирного природного наследия.
58
Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной
дороге»
15
№4
59
Дальний Восток (5 часов). Пространство Дальнего Востока.
Главные особенности природы Дальнего Востока.
60
Освоение территории Дальнего Востока.
61
Население Дальнего Востока.
62
Дальний Восток: хозяйство и перспективы.
63
Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой
половине XXI века».
Россия в мире
64
Россия в мире.
65
Геополитическое влияние России.
66
Экономическое влияние России.
67
Внешнеторговые отношения современной России.
Практическая работа № 5: «Анализ показателей
внешнеторгового оборота России».
Обобщение за курс 9 класса
68
Обобщение за курс 9 класса
4
№5
1