Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету математика основной общеобразовательной
программы основного общего образования адресована обучающимся муниципального
казённого общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов
Порог. Программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ООШ п. Попов
Порог;
Учебного плана основной общеобразовательной программы основного общего образования
МКОУ ООШ п. Попов Порог;
1. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н. Я.
Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.
2. Т. А. Бурмистрова. Авторская программа по сборникам рабочих программ 5 – 6 классы; пособие
для учителей общеобразоват. организаций/ М. : Просвещение
3. Жохов В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала. / В. И.
Жохов. - М.: Мнемозина.
4. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к
учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой школы на изучение математики в 5 классе
отводят 6 часов в неделю, 204 часа (34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика»
характеризуются:
1. Гражданское воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением
о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
2. Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
3. Духовно-нравственное воспитание
1
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
4. Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором
и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей.
7. Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
8. Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебнопознавательной деятельности.
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
2
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о
свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные
от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать
информацию в знаково-символической форме;
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению,
сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные
средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной
деятельности.
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Ученик научится:
уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя
математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения,
проводить классификацию;
3
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об
основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник,
круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
уметь выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их
для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
уметь пользоваться изученными математическими формулами,
знать основные способы представления и анализа статистических данных; умения решать
задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных
алгоритмов.
Ученик получит возможность научиться:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Содержание учебного предмета
№
раз
дел
а
1
2
Название раздела
Кол
Краткое содержание
-во
часо
в
Натуральные числа 18
Обозначение натуральных чисел.
и шкалы
Отрезок,
длина
отрезка.
Треугольник.
Плоскость,
прямая,
луч.
Шкалы
и
координаты.
Меньше
или
больше.
Сложение
и 24
вычитание
натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и
его свойства.
Вычитание.
Решение
текстовых
задач.
Числовые
и
буквенные
выражения. Буквенная запись
свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Основные направления
воспитательной
деятельности
3,5,6
День знаний. Предметная неделя.
Дни финансовой грамотности.
Интеллектуальные интернет –
конкурсы по математике.
1,2,6,8
Урок исследований
«Алгоритмы действий с
обыкновенными дробями,
которых не найдешь в учебнике».
Интеллектуальные викторины.
Урок-проект.
4
3
Умножение
и 30
деление
натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел и
его свойства. Деление. Деление
с
остатком.
Упрощение
выражений. Порядок выполнения
действий.
Степень числа.
Квадрат и куб числа.
4
Площади и объемы. 16
5
Обыкновенные
дроби.
Формулы. Площадь. Формула 4,5,6,8
площади
прямоугольника.
Единицы измерения площадей. Интеллектуальные интернет Прямоугольный параллелепипед. конкурсы по математике
Объемы. Объем прямоугольного
параллелепипеда.
Окружность и круг. Доли. 1,3,6,8
Обыкновенные
дроби. Урок творчества
Сравнение дробей. Правильные и
неправильные дроби. Сложение «За страницами учебника
и
вычитание
дробей
с математики». Урок-проект.
одинаковыми
знаменателями. Урок-презентация «Великие
Деление и дроби. Смешанные
математики».
числа. Сложение и вычитание
смешанных чисел.
6
Десятичные дроби. 18
Сложение
и
вычитание
десятичных дробей
7
Умножение
и 32
деление
десятичных дробей
8
Инструменты
вычислений
измерений.
9
5
Повторение.
29
для 20
и
17
Десятичная запись
дробных
чисел. Сравнение десятичных
дробей. Сложение и вычитание
десятичных
дробей.
Приближённые значения чисел.
Округление чисел.
Умножение десятичных дробей
на натуральные числа. Деление
десятичных
дробей
на
натуральные числа. Умножение
десятичных дробей. Деление на
десятичную
дробь.
Среднее
арифметическое.
Микрокалькулятор. Проценты.
Угол. Прямой и развернутый
угол. Чертёжный треугольник.
Измерение углов. Транспортир.
Круговые диаграммы.
Натуральные числа и шкалы.
Площади и объемы. Десятичные
дроби. Проценты. Инструменты
для вычислений.
3,5,6,7,8
Интеллектуальные
интернет – конкурсы по
математике. Урок-проект
Пятиминутки на уроках:
Статистика и ЗОЖ
1,5,6,8
Пятиминутки
«Художественное слово о
математике».
Урок-изобретательства
«Алгоритмы действий с
десятичными дробями».Урок
исследований.Пятиминутки на
уроках: Статистика и ЗОЖ
4,5,6,8
Интеллектуальные интернет
конкурсы по математике
3,6,8
Дни финансовой грамотности.
Интеллектуальные интернет –
конкурсы по математике. Урокпроект. День Российской наукидостижения в области
-
математики.
Тематическое планирование по математике в 5 классе на 2020-2021 учебный год
№
урока
Кол- Дата
во
часов
Тема урока
Натуральные числа и шкалы 18 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Обозначение натуральных чисел.
Обозначение натуральных чисел.
Обозначение натуральных чисел.
Отрезок. Длина отрезка.
Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник
Треугольник.
Плоскость. Прямая. Луч.
Плоскость. Прямая. Луч
Плоскость. Прямая. Луч
Шкалы и координаты
Шкалы и координаты
Шкалы и координаты
Меньше или больше.
Меньше или больше
Меньше или больше
Меньше или больше
Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы».
Сложение и вычитание натуральных чисел. 24 часа
6
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
1
1
Сложение натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел.
Свойства сложения.
Свойства сложения.
Свойства сложения.
Вычитание натуральных чисел.
Вычитание натуральных чисел.
Вычитание натуральных чисел.
Решение упражнений по теме «Вычитание»
Решение упражнений по теме «Вычитание»
Контрольная работа №2: по теме «Сложение и вычитание натуральных
чисел»
Числовые и буквенные выражения
Числовые и буквенные выражения
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Числовые и буквенные выражения
Числовые и буквенные выражения
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Уравнение.
Решение задач с помощью уравнений.
Решение задач с помощью уравнений.
Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения»
Умножение и деление натуральных чисел 30 часов.
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Деление.
Деление.
Деление.
Деление.
Деление.
Деление.
Деление.
Деление с остатком.
Деление с остатком.
Деление с остатком.
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных
чисел»
Упрощение выражений.
Упрощение выражений.
Упрощение выражений.
Упрощение выражений.
Упрощение выражений.
Упрощение выражений.
Упрощение выражений.
Порядок выполнения действий.
Порядок выполнения действий.
Порядок выполнения действий.
Квадрат и куб числа.
Квадрат и куб числа.
Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»
Площади и объёмы 16 часов
73
74
75
76
77
7
1
1
1
1
1
Формулы.
Формулы.
Формулы.
Площадь. Формула площади прямоугольника
Площадь. Формула площади прямоугольника
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Площадь. Формула площади прямоугольника
Единицы измерения площадей
Единицы измерения площадей
Единицы измерения площадей
Единицы измерения площадей
Прямоугольный параллелепипед
Прямоугольный параллелепипед.
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы»
Дробные числа. Обыкновенные дроби 29 часов
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Окружность и круг.
Окружность и круг.
Окружность и круг.
Доли. Обыкновенные дроби
Доли. Обыкновенные дроби
Доли. Обыкновенные дроби
Доли. Обыкновенные дроби
Доли. Обыкновенные дроби
Сравнение дробей.
Сравнение дробей.
Сравнение дробей.
Правильные и неправильные дроби.
Правильные и неправильные дроби
Правильные и неправильные дроби
Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Деление и дроби.
Деление и дроби.
Деление и дроби
Смешанные числа.
Смешанные числа
Смешанные числа
Сложение и вычитание смешанных чисел
Сложение и вычитание смешанных чисел
Сложение и вычитание смешанных чисел
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями»
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей 18 часов
118
119
120
121
122
8
1
1
1
1
1
Десятичная запись дробных чисел.
Десятичная запись дробных чисел
Десятичная запись дробных чисел
Сравнение десятичных дробей
Сравнение десятичных дробей
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сравнение десятичных дробей
Сравнение десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Контрольная работа №9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и
вычитание десятичных дробей»
Умножение и деление десятичных дробей 32 часа
9
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Деление десятичной дроби на натуральное число
Деление десятичной дроби на натуральное число
Деление десятичной дроби на натуральное число
Деление десятичной дроби на натуральное число
Деление десятичной дроби на натуральное число
Деление десятичной дроби на натуральное число
Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных
дробей»
Умножение десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь
Среднее арифметическое
Среднее арифметическое
Среднее арифметическое
Среднее арифметическое
Среднее арифметическое
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных
дробей»
Инструменты для вычислений и измерений. 20 часов
168
169
170
171
172
173
174
175
176
1
1
1
1
1
1
1
1
1
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Микрокалькулятор.
Микрокалькулятор.
Проценты
Проценты
Проценты
Проценты
Проценты
Проценты
Контрольная работа №12 по теме «Инструменты для вычислений и
измерений»
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник.
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник.
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник
Измерение углов. Транспортир
Измерение углов. Транспортир
Измерение углов. Транспортир
Измерение углов. Транспортир
Круговые диаграммы.
Круговые диаграммы.
Контрольная работа №13 по теме «Инструменты для вычислений и
измерений»
Повторение. 17 часов
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Натуральные числа и шкалы.
Натуральные числа и шкалы.
Натуральные числа и шкалы.
Площади и объемы.
Обыкновенные дроби.
Обыкновенные дроби.
Обыкновенные дроби.
Десятичные дроби.
Десятичные дроби.
Десятичные дроби.
Десятичные дроби.
Проценты.
Проценты.
Проценты.
Итоговая контрольная работа
Инструменты для вычислений.
Инструменты для вычислений.