ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа начального общего образования по учебной дисциплине
"Русский язык" адресована обучающимся муниципального казенного
общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов
Порог. Программа составлена на основе :
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1643).
3.Начальной образовательной программы начального общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог;
4.Учебного плана начальной общеобразовательной программы начального общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
5.Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программа, учебники.):
1. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А.
Плешакова.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 1 кл.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 2 кл.
4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 3 кл
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 4 кл.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Год
обучения
Кол-во часов в Кол-во
неделю
недель
учебных Всего часов за учебный год
1 класс
1
33
33
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34
135 часов
Срок реализации программы 4 года.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента
музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с
музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению
следующих задач:
1
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1 класс:
Предметные результаты
В результате первого года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:
-петь напевным, естественным, мягким звуком песни детского репертуара (одноголосные,
диатонические, с преобладанием поступенного мелодического движения, диапазон – в
пределах первой октавы);
-ясно и четко произносить слова в процессе пения; передавать настроение, характер
песни;
-обращать внимание на правильность певческого дыхания, точность интонирования
музыкальной фразы, громкость и манеру пения;
-играть на 1–2 простейших музыкальных инструментах (например, шумовые без
определенной высоты звука: барабан, бубен, треугольник, трещотки, ложки и др.;
звуковысотные ударные: металлофон, ксилофон, тональные колокольчики и др.; духовые:
свирель, блокфлейта, мелодика; электронные музыкальные инструменты) простые
попевки, мотивы и ритмы, состоящие из 2 – 4 звуков:
-соблюдать правильную исполнительскую позицию в процессе игры, обращать внимание
на качество и точность звукоизвлечения;
-следовать за указаниями дирижера, понимать основные дирижерские жесты (начало,
окончание, изменения звучания);
-ориентироваться в элементах нотной грамоты;
-понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, звукоряд, мелодия,
2
аккомпанемент, унисон;
-слушать музыку внимательно и сосредоточенно, удерживать активное слушательское
внимание в течение не менее 1,5–2 мин, соблюдать правила поведения во время
концертного исполнения;
-соотносить звучание конкретного музыкального произведения с названиями
музыкальных жанров, освоенными терминами – названиями инструментов, исполнителей:
оркестр, ансамбль, солист, хор, закличка, колыбельная, песня, танец, марш, пьеса,
концерт, симфония, фортепиано, скрипка, флейта, арфа, виолончель, гитара, музыкальные
инструменты своего народа;
-узнавать на слух освоенные музыкальные произведения, уметь назвать композитора,
целое музыкальное произведение или его фрагмент;
-различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный,
умеренный), динамику (громкая, тихая, умеренная); штрихи (legato, non legato, staccato);
тембры групп музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные);
-выбирать слова, соответствующие характеру музыки, из
набора эпитетов эмоционального словаря;
предложенного учителем
-отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка,
закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, свободное
дирижирование, ручные знаки и др.);
-передавать свое впечатление, эмоциональное восприятие музыки с помощью
перевыражения ее характера, настроения в пластическом интонировании;
изобразительном, литературном и иных видах творчества.
Личностные результаты:· укрепление культурной, этнической и гражданской
идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;· наличие
эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,
художественном и самобытном разнообразии;· формирование личностного смысла
постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;·
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;· развитие мотивов
музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе
коллективного (индивидуального) музицирования;· продуктивное сотрудничество
(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в
том числе музыкальных;· развитие духовно-нравственных и этических чувств,
эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к
историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:· наблюдение за различными явлениями жизни и
искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и
эстетического многообразия;
· ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
· овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
· применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
3
· готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);· планирование, контроль и
оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин
неуспешности, умение корректировать свои действия;· участие в совместной
деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и
ролей; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
2 класс
Предметные результаты:
В результате второго года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:
-выявлять в разучиваемых песнях наиболее выразительные интонации и находить под
руководством педагога исполнительские средства для их передачи в собственном пении,
передавать не только общее настроение, характер песни, но и их развитие;
-соблюдать правильную певческую установку, добиваться четкой артикуляции, следить за
дыханием, интонационной и ритмической точностью исполняемых песен;
-играть на 1–3 простейших музыкальных инструментах наиболее характерные ритмы,
интонации разучиваемых песен; играть партию своего инструмента в инструментальном
аккомпанементе к разучиваемой песне или музыкальной пьесе;
-понимать и отражать в своем исполнении дирижерские жесты учителя, следить за
синхронностью исполнения своей партии относительно общего оркестрового (или
ансамблевого) звучания;
-ориентироваться в элементах нотной грамоты;
-понимать значение понятий и терминов: тоника, тональность, фраза, мотив, тема, напев,
наигрыш, музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление, вариации, рондо,
контраст, регистр, темп, тембр, динамика, лад, песнопение, молитва, сюита, кантата,
опера, балет, речитатив, увертюра, финал, симфония, симфонический оркестр, оркестр
народных инструментов, консерватория, конкурс, фольлор.
-пользоваться в устной речи музыкальной терминологией, освоенной в 1 и 2 классах;
-сочинять совместно с учителем вопросно-ответные построения;
-слушать музыку осознанно, вслушиваясь в детали музыкального звучания; удерживать
слушательское внимание в течение не менее 2,5—3 мин.
-сопереживать, эмоционально откликаться на характер и развитие образов, выявлять
различные по смыслу музыкальные интонации;
-слышать границы основных разделов музыкальной формы, уметь вычленять в звучании
повторяющиеся мотивы, части, слышать сопоставление и контраст, чередование разделов
и тем внутри простых музыкальных форм (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо,
вариации);
-различать на слух элементы музыкальной речи (темп, динамика, тембр, ритм, регистр,
мелодия, аккомпанемент, лад) и прослеживать их связь с эмоционально-образным
содержанием в прослушанном музыкальном произведении; определять особенности
музыкальной речи в разных жанрах (простых — песня, танец, марш, сложных — опера,
балет, концерт) и направлениях (музыка духовная и народная);
-узнавать на слух освоенные музыкальные произведения, уметь назвать композитора,
4
пьесу или фрагмент, а также целое крупное произведение (если прозвучал фрагмент из
оперы, балета и т. п.), жанровую принадлежность, исполнительский состав;
-сравнивать исполнительские трактовки музыкальных произведений в сольном
инструментальном/вокальном и оркестровом/хоровом исполнении по характеру звучания,
темпу, динамике, тембровой окраске;
-отвечать на вопросы учителя о характере музыки (с привлечением эпитетов
эмоционального словаря), а также музыкальных средствах его выражения;
-отражать в различных формах двигательной активности освоенные элементы
музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное
моделирование, свободное дирижирование, ручные знаки и др.), в том числе следить по
нотной записи за направлением движения мелодии и отображать его соответствующими
музыкально-пластическими средствами (поступенное движение, скачки); пение по
ручным знакам, с элементами тактирования (дирижирования) на две, три и четыре доли;
-передавать свое впечатление, эмоциональное восприятие музыки в ее развитии,
сопоставлении различных по настроению тем и разделов, с помощью перевыражения на
язык пластического интонирования; в изобразительном, литературном и иных видах
творчества;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей. Ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости. Понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
5
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в различных формах и видах
музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-овладение навыком смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
интерактивной доской и т.п.).
3 класс
Предметные результаты:
В результате третьего года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:
-петь русские народные песни, народные песни региона проживания, песни других
народов России и народов других стран, авторские песни отечественных и зарубежных
композиторов (с элементами хроматизма и модуляций, с некоторым количеством скачков,
движения мелодии по звукам аккордов, диапазон – в пределах децимы с1–е2, с
элементами двухголосия, канона, с сопроврождением и a capella);
-владеть различными манерами пения: академической (мягкий, полетный, прикрытый
звук)
-сознательно сохранять в процессе пения правильную певческую установку, владеть
приемами певческой артикуляции, диафрагмального, цепного дыхания;
-выявлять интонационные
и ритмические ошибки в собственном пении и пении
6
одноклассников, сознательно стремиться к их устранению;
- играть на 2–3 простейших музыкальных инструментах технически точно мелодии и/или
ритм разученных песен;
-следовать дирижерским жестам учителя в пении и игре на инструментах, соблюдая
характер исполнения, манеру, штрихи, динамику, вступление и перекличку голосов;
-петь и играть выразительно, передавая настроение, характер, собственное отношение к
исполняемой музыке;
ориентироваться в элементах нотной грамоты;
-понимать значение понятий и терминов: гамма, консонанс, диссонанс, solo, tutti, пьеса,
романс, лирика, ноктюрн, ансамбль, квартет, сюита, кантата, опера, балет, сцена,
симфония, увертюра, финал, ария, канон, интерпретация, обработка, программная музыка,
былина, величание, солдатская песня, хороводная песня, виртуоз, духовная музыка; а
также названия оперных и хоровых голосов, музыкальных инструментов симфонического
и народного оркестра;
-пользоваться в устной речи музыкальной терминологией, освоенной в 1, 2 и 3 классах;
-сочинять, импровизировать мелодии на тексты народных прибауток, попевок, закличек,
ориентируясь на освоенные в других видах музыкальной деятельности фольклорные
образцы; уметь предложить на один и тот же текст более одного варианта;
-предлагать свои варианты мелодий на тексты изучаемых песен, романсов, фрагментов из
крупных вокально-сценических жанров, сочиненных профессиональными композиторами
(по методу «сочинение сочиненного»);
-слушать музыку разных стилей и жанров вдумчиво, заинтересованно; сопереживать,
эмоционально откликаться на характер музыкальных образов, следить за логикой
музыкального развития, удерживать слушательское внимание в течение не менее 3,5—4
мин;
-понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать
средства его воплощения; вести диалог с учителем о характере, настроении музыкальных
образов, средствах музыкальной выразительности;
-узнавать, различать на слух стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи
разных композиторов и народов, старинную и современную музыку (на основе изучаемых
произведений);
-узнавать и называть имена композиторов, исполнителей изучаемых музыкальных
произведений, точное название самого произведения или фрагмента, его принадлежность
к отечественной или зарубежной культуре, композиторскому или народному творчеству;
-слышать границы основных разделов музыкальной формы, понимать значение повтора,
контраста, сопоставления как способов развития музыки;
-находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии;
-отражать в различных формах двигательной активности
музыкального языка, логики развития и музыкальной формы;
освоенные
элементы
-передавать свое музыкальное восприятие в ассоциативной форме с привлечением других
видов искусства, доступных форм творчества;
-использовать театрализацию в процессе участия в индивидуальных, групповых,
коллективных композициях на сюжеты классических программных сочинений;
-конструктивно и творчески взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
7
(хорового и инструментального) исполнения образцов музыкального фольклора народов
России и других стран
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является
формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной
деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;- наличие учебно познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;- наличие основы
ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и
окружающих людей;- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;позитивная
самооценка
своих
музыкальнотворческих
способностей.
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной,
этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и
народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач,
уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных
и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
4 класс
Предметные результаты
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:
-петь в хоре, ансамбле, соло одноголосные песни, а также одну из партий в двухголосных
песнях в удобном для своего голоса диапазоне (верхние голоса c1–е2, нижние голоса ам–
с2) выразительно и технически точно;
-самостоятельно следить за осанкой и певческой установкой, уметь распределять
8
дыхание; сохранять позиционную ровность гласных в рабочем певческом диапазоне,
сознательно использовать различные штрихи, динамические оттенки, соотносить
применяемые в процессе пения правила орфоэпии с жанром исполняемого произведения;
-составлять вместе с группой
реализовывать его в пении;
одноклассников
исполнительский
план
песни,
-играть на 2–4 музыкальных инструментах (соло, в ансамбле, оркестре) мелодии
выученных песен и /или аккомпанементы к изучаемым музыкальным сочинениям;
-слушать себя и своих одноклассников в пении и игре на инструментах, следить за
качеством исполнения своей партии; замечать недостатки и исправлять их при повторном
исполнении;
-ориентироваться в элементах нотной грамоты;
-петь и/или играть по нотной записи партию отдельного музыкального инструмента в
освоенном музыкальном образце;
-понимать значение понятий и терминов: тоника, тональность, тоническое трезвучие,
вокализ, речитатив, эпилог, эпизод, аккорд, интервал, дуэт, трио, обработка,
импровизация, музыка в народном стиле, обряд, шедевр, контраст, мюзикл, прелюдия,
этюд, джаз, a capella;
-пользоваться в устной речи музыкальной терминологией, освоенной в течение обучения
в начальной школе;
-сочинять, импровизировать мелодические и ритмические мотивы, преобразовывать
заданный учителем музыкально-тематический материал (в объеме фразы) в соответствии
с предложенным образным наполнением (лирическим, эпическим, драматическим,
комическим);
-воплощать свой художественный замысел в виде создания совместно с другими
учащимися музыкальных композиций в объеме до 8 тактов с различным образноэмоциональным содержанием;
-слушать музыку разных стилей, направлений, погружаясь в образный строй и жанровоинтонационную специфику музыкального произведения, удерживать слушательское
внимание в течение не менее 4,5–5 мин;
-высказывать свое мнение (в устной и письменной форме) о художественном содержании
музыки, характеризовать музыкальный образ в опоре на знание особенностей жанра,
музыкального языка композитора, и т.п.; анализировать и соотносить выразительные и
изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;
-узнавать музыку (название, автор); определять виды музыки, (вокальная,
инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы;
-называть имена выдающихся композиторов и исполнителей России, своего региона,
разных стран мира, уметь привести примеры из их творчества;
-сравнивать исполнительские трактовки одного и того же произведения, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных инструментов;
-подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов
искусства;
-в различных формах двигательной активности отражать освоенные элементы
музыкального языка, передавать средствами музыкально-пластической деятельности
изменения музыкального образа в процессе его развития;
9
-принимать участие в театрализации песен и других музыкальных произведений с
ориентацией на ее прочтение в различных интерпретациях, взаимодействовать с другими
учащимися в процессе поиска различных вариантов исполнительского решения;
-принимать участие в музыкально-просветительской деятельности в своей школе и за ее
пределами;
-заниматься самообразованием и расширением своего культурного кругозора (чтение книг
по искусству, посещение театров, музеев, выставок, создание своей музыкальной
коллекции и т.д.)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей. Ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости. Понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в различных формах и видах
музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
10
познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной
и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыком смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные
с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой
деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
интерактивной доской и т.п.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основное содержание программы соответствует образовательной программе
школы, последовательность изучения учебного материала выстроена по программе
Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка. Начальная школа»
1 класс:
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас”
(посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия
“Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте).
Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в
музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его
мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» - 16 ч.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа
многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных
впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней
природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты:
свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ
о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
11
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.
Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих
заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты» – 17ч.
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении
чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение
различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль
поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки).
Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание
музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и
музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении
чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение
различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин,
фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша
музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров
и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
2 класс:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 3ч.
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской
музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий» - 6ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и
С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 7 ч.
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной
церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5ч.
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в
русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского
народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных
песенок, закличек, потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре» - 4ч.
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального
спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Раздел 6. «В концертном зале» - 3ч.
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп
инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6ч.
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные
конкурсы.
3 класс:
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности
музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 3ч.
12
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические
образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины,
защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий» - 6ч.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в
музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 7ч.
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5ч.
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции
и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» - 4ч.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное
развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности
содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» - 3ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей.
Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и
исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная,
вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6ч.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных
сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация.
Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и
радости.
4 класс:
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности
музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 4 ч.
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры
народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая
темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» - 5ч.
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкальнопоэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» -7 ч.
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха.
Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5ч.
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о
музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского
народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» - 4ч.
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная
характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика.
13
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта.
Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» - 3ч.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации
народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты
симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6ч.
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.
Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная,
сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов .
Тематическое планирование по классам
1 класс
№
п/п
Раздел программы Кол-во
часов
Примечание
1.
Музыка
нас
2.
Музыка и ты
17
Знакомство с новыми понятиями,
введение в предмет «Музыка»,
слушание музыки, хоровое пение.
Новые
понятия,
закрепление
пройденного
материала,
хоровое
пение, слушание музыки.
Итого
33
вокруг 16
2 класс
№
п/п
1.
Раздел программы Кол-во
часов
Россия-Родина
3
моя!
2.
День
событий
3.
О России петь, 5
что стремиться в
храм
полный 6
Примечание
Знать/понимать: узнавать изученные
музыкальные сочинения, называть их
авторов.
Разучивание песенного репертуара,.
Знать/понимать:
изученные
музыкальные сочинения, называть их
авторов.
Уметь: продемонстрировать знания о
различных видах музыки (определять
на слух основные жанры музыки
(песня, танец и марш), исполнять
музыкальные произведения отдельных
форм и жанров (пение, музыкальнопластическое движение).
Знать понятия: кантата, народные
песнопения, икона, житие, молитва,
церковные песнопения.
Уметь называть имена святых
Уметь: исполнять в хоре вокальные
произведения с сопровождением и без
14
сопровождения, кантилена
4.
Гори, гори ясно, 4
чтобы не погасло
5.
В
музыкальном 5
театре
6.
В
зале
7.
Чтоб музыкантом 6
быть, так надобно
уменье
концертном 5
Итого
Знать/
народные
музыкальные
традиции родного края (праздники и
обряды).
Уметь:
охотно
участвовать
в
коллективной
творческой
деятельности
при
воплощении
различных музыкальных образов;
эмоционально
откликнуться
на
музыкальное произведение и выразить
свое впечатление в пении.
Знать/понимать:
смысл
понятий:
композитор, музыка в народном стиле,
напев, наигрыш, мотив.
Уметь:
исполнять
музыкальные
произведения отдельных форм и
жанров (пение, инструментальное
музицирование, импровизация)
Уметь:
показать
определенный
уровень
развития
образного
и
ассоциативного
мышления
и
воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса;
Слушание музыки, исполнение песни.
Знать/понимать: названия изученных
жанров музыки: опера, симфония,
гимн, кант, ода; названия изученных
произведений и их авторов.
Слушание музыки. Разучивание песни.
34ч.
3 класс
№
п/п
Раздел программы Кол-во
часов
Примечание
1.
Россия-Родина
моя
2.
День,
событий
Выявлять настроение и чувства
человека, выраженные в музыке. Петь
мелодии с ориентацией на нотную
запись.
Понимать
художественно-образное
содержание
музыкального
произведения и раскрывать средства
его
воплощения.
Передавать
интонационно-мелодические
особенности музыкального образов
слове, рисунке, движении.
5
полный 4
15
3.
О России петь, 4
что стремиться в
храм
4.
Гори, гори ясно, 4
чтобы не погасло
5.
В
музыкальном 6
театре
6.
В
зале
7.
Чтоб музыкантом 5
быть, так надобно
уменье…
концертном 6
Итого
Определять образный строй музыки с
помощью
«Словаря
эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной
музыки, песнями, балладами на
религиозные сюжеты.
Рассуждать о значении повтора,
контраста, сопоставления как способов
развития
музыки.
Выполнять
творческие задания из рабочей
тетради.
Рассуждать о значении дирижёра
режиссёра, художника-постановщика в
создании музыкального спектакля.
Сравнивать образное содержание
музыкальных тем по нотной записи.
Наблюдать за развитием разных форм
и
жанров.
Узнавать
стилевые
особенности,
характерные
черты
музыкальной
речи
разных
композиторов.
Разбираться в элементах музыкальной
грамоты. Определять особенности
построения
формы
музыкальных
сочинений. Участвовать в подготовке
заключительного урока-концерта.
34ч.
4 класс
№
п/п
Раздел программы Кол-во
часов
Примечание
1.
Россия-Родина
моя
2.
О России петь, 4
что стремиться в
храм
Исполнять и разыгрывать народные
песни, участвовать в коллективных
играх. Размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения
чувств
и
мыслей
человека.
Эмоционально
воспринимать
народное
и
профессиональное
музыкальное творчество разных стран
мира и народов России и высказывать
мнение о его содержании.
Понимать
художественно-образное
содержание
музыкального
произведения и раскрывать средства
его
воплощения.
Передавать
интонационно-мелодические
особенности музыкального образов
слове, рисунке, движении.
3
16
3.
День
событий
полный 6
4.
Гори, гори ясно, 3
чтобы не погасло
5.
В
музыкальном 5
театре
6.
В
зале
7.
Чтоб музыкантом 7
быть, так надобно
уменье…
концертном 6
Выявлять
выразительные
и
изобразительные особенности музыки
русских композиторов и поэзии А.
Пушкина. Анализировать и обобщать
жанрово-стилистические особенности
музыкальных
произведений.
Выполнять творческие задания.
Рассуждать о значении повтора,
контраста, сопоставления как способов
развития
музыки.
Выполнять
творческие задания из рабочей
тетради.
Рассуждать о значении дирижёра
режиссёра, художника-постановщика в
создании музыкального спектакля.
Сравнивать образное содержание
музыкальных тем по нотной записи.
Наблюдать за развитием разных форм
и
жанров.
Узнавать
стилевые
особенности,
характерные
черты
музыкальной
речи
разных
композиторов.
Разбираться в элементах музыкальной
грамоты. Определять особенности
построения
формы
музыкальных
сочинений. Участвовать в подготовке
заключительного урока-концерта.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО КЛАССАМ
Тематическое планирование по музыке 1 класс.
№ п/п Дата Количес
Тема урока
тво
часов
Музыка вокруг нас - (16 часов)
1
1
И муза вечная со мной!
2
1
Хоровод муз.
3
1
Повсюду музыка слышна.
4
1
Душа музыки – мелодия.
5
1
Музыка осени.
6
1
Сочини мелодию.
7
1
Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная
азбука.
8
1
Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли,
свирель)
17
9
10
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
16
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Музыка вокруг нас (обобщение).
«Садко» (из русского былинного сказа).
Музыкальные инструменты (флейта, арфа).
Звучащие картины.
Разыграй песню.
Пришло Рождество, начинается торжество.
Родной обычай старины. Добрый праздник среди
зимы.
Музыка вокруг нас (обобщение).
Музыка и ты – (17 часов)
Край, в котором ты живешь.
Поэт, художник, композитор.
Музыка утра. Музыка вечера.
Музыкальные портреты.
Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка).
У каждого свой музыкальный инструмент.
Музы не молчали.
Мамин праздник.
Музыкальные инструменты.
Чудесная лютня (по алжирской сказке).
Звучащие картины. Обобщение материала.
Музыка в цирке.
Дом, который звучит.
Опера-сказка.
Ничего на свете лучше нету…
Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.
Музыка и ты. Обобщение материала.
Тематическое планирование по музыке 2 класс.
№ п/п Дата Количес
тво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Россия-Родина моя (3 часа).
1
Мелодия - душа музыки.
1
Здравствуй, Родина моя!
1
Гимн России - главная песня нашей страны.
День, полный событий (6 часов).
Мир ребёнка в музыкальных интонациях и образах.
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши.
18
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Расскажи сказку. Колыбельные.
О России петь – что стремиться в храм (5 часов).
Великий колокольный звон.
Святые земли Русской.
"Утренняя молитва." "В церкви".
С Рождеством Христовым!
Музыка на Новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).
Русские народные инструменты. Плясовые
наигрыши. Разыграй песню.
Фолькор - народная мудрость.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Обряды и праздники русского народа.
В музыкальном театре (5 часов).
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.
Опера.
Балет.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка
дирижера
Опера «Руслан и Людмила». М.И. Глинки
В музыкальном зале. Увертюра. Финал
В концертном зале (5 часов).
Симфоническая сказка.
В концертном зале. Музыкальные образы сюиты
"Картинки с выставки".
«Звучит нестареющий Моцарт!». Симфония № 40.
Мир музыки Моцарта. Увертюра к опере "Свадьба
Фигаро".
Музыкальные впечатления.
Чтоб музыкантом быть, так надо уменье… (6 часов).
Волшебный цветик – семицветик. И все это - И.С.
Бах.
Все в движении. Попутная песня.
Музыка учит людей понимать друг друга.
Два лада. Природа и музыка.
Печаль моя светла. Первый концерт П.И.
Чайковского.
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Обобщающий урок.
19
Тематическое планирование по музыке 3 класс.
№ п/п Дата Количес
Тема урока
тво
часов
«Россия-Родина моя!» (5 часов)
1
1
«Мелодия-душа музыки!»
2
1
Природа и музыка. Звучащие картины.
3
1
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава.
4
1
Кантата «Александр Невский».
5
1
Опера «Иван Сусанин».
«День полный событий» (4 часа)
6
1
Утро.
7
1
«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан
человек».
8
1
«В детской. Игры и игрушки».
9
1
« На прогулке. Вечер».
«О России петь – что стремиться в храм». (4 часа)
10
1
«Радуйся Мария!». «Богородице Дево, радуйся!».
11
1
«Древнейшая песнь материнства».
12
1
Вербное Воскресенье.
13
1
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь
Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
14
1
Настрою гусли на старинный лад… Былина о
Добрыне Никитиче.
15
1
Певцы русской старины. Былина о Садко и
Морском царе.
16
1
Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и
Людмила».
17
1
«Звучащие картины. Прощание с Масленицей».
В музыкальном театре. (6 часов)
18
1
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра « Руслан и
Людмила». М. Глинка.
19
1
Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В.
Глюк.
20
1
Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. РимскийКорсаков.
21
1
«Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».
И. Римский-Корсаков.
22
1
Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П.
Чайковского.
23
1
В современных ритмах.
В концертном зале. (6 часов)
20
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Музыкальное состязание.
Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие
картины.
1
Музыкальные инструменты –скрипка.
1
Сюита «Пер Гюнт».
1
«Героическая». Призыв к мужеству.
1
Мир Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)
1
Чудо музыка. «Мы дружим с музыкой».
1
Острый ритм – джаза звуки.
1
Люблю я грусть твоих просторов.
1
Мир Прокофьева.
1
Прославим радость на земле. Обобщающий урок.
1
1
Тематическое планирование по музыке 4 класс.
№ п/п Дата Количес
Тема урока
тво
часов
«Россия-Родина моя!» (3 часов)
1
1
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не
выразишь словами, звуком на душу навей...»
2
1
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда
русская, зародилась, музыка?»
3
1
Я пойду по полю белому... На великий праздник
собралася Русь!
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
4
1
Святые земли Русской. Илья Муромец.
5
1
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Ангел вопияше.
6
1
Родной обычай старины.
7
1
Кирилл и Мефодий.
«День, полный событий» (6 ч.)
8
1
В краю великих вдохновений.
9
1
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
10
1
Ярмарочное гулянье.
11
1
Святогорский монастырь. Обобщение.
12
1
Зимнее утро. Зимний вечер.
13
1
Приют, сияньем муз одетый.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
21
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Композитор - имя ему народ. Музыкальные
инструменты России.
1
Оркестр русских народных инструментов.
1
Народные праздники.
«Троица».
«В концертном зале» (5 ч.)
1
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
1
Счастье в сирени живет…
1
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Обобщение.
1
«Патетическая» соната.
1
Царит гармония оркестра.
«В музыкальном театре» (6 ч.)
1
Опера «Иван Сусанин».
1
Опера «Иван Сусанин».
1
Исходила младешенька.
1
Русский восток.
1
Балет «Петрушка»Обобщение.
1
Театр музыкальной комедии.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)
1
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
1
Исповедь души. Революционный этюд.
1
Мастерство исполнителя.
1
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие,
сопереживание
1
Музыкальные инструменты - гитара.
1
Музыкальный сказочник. «Рассвет на Москвереке».
1
Обобщение по итогам 4 четверти- заключительный
урок – концерт.
1
22