Рабочая программа ФГОС

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка —
возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное
единство людей — хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека,
любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков
настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи.
«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии,
спортивном празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы,
тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор
(игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь,
ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность,
тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки.
Ритмическая партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки
альтерации.(диезы, бемоли, бекары).
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие
жанра.Песня, танец, марш
Оркестр.

Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр
концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента
(форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло,
флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие
скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы,
обычаи, музыкальные инструменты).
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана
обеспечить достижение личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть — целое, причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии
с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в
различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять
песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной
природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать
прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению
эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к
родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;

определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и
коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие,
низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм,
мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и
различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо,
вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить
примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции
и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на
основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной
религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки
других стран;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные),
вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет,
оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.),
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их
авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в
творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф,
певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Репертуар

всего контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
Воспитательный
компонент на
раздел

Модуль 1. Музыка в жизни человека
1.1.

1.2.

Красота
и вдохновение

1

Музыкальные
пейзажи

1

Итого по модулю

0

0

2

Модуль 2. Народная музыка России

1

1

П.И. Чайковский
"Вальс цветов"

Д.Б.Кабалевский
"Песня о школе"

Пластическое
интонирование

Устный
Диалог с учителем о значении
опрос;
красоты и вдохновения в жизни
человека.;
Слушание музыки, концентрация на
её восприятии, своём
внутреннем состоянии.;
Двигательная импровизация под
музыку лирического характера
«Цветы распускаются под
музыку».;
Выстраивание хорового
унисона — вокального и
психологического. Одновременное
взятие и снятие звука, навыки
певческого дыхания по руке
дирижёра.;

П.И.Чайковский "Времена года" "Осень".

Л.Цаллагова "Песни
об осени",
О.Амбалова
"Счастливая песенка"

Пластическое
интонирование

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам природы.
Подбор эпитетов для описания
настроения, характера музыки.
Сопоставление музыки
с произведениями
изобразительного искусства.;
Двигательная импровизация,
пластическое интонирование.;
Разучивание, одухотворенное
исполнение песен о природе, её
красоте.
Рисование «услышанных»
пейзажей и/или абстрактная
живопись — передача настроения
цветом, точками, линиями.;
Игра-импровизация «Угадай моё
настроение».

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/
Подготовка песен к
праздникам.

http://music.edu.ru/

2.1.

Русский
фольклор

1

0

1

Русские
народные песни; Р.н.п. "Во
поле
березка стояла",
"Калинка"

Р.н.п. "Во поле
березка стояла",
"Калинка", потешка
"Зайка"

движение
хоровода

Разучивание, исполнение русских
народных песен разных жанров.
Участие в коллективной
традиционной музыкальной игре.;
Сочинение мелодий, вокальная
импровизация на основе текстов
игрового детского фольклора.
Ритмическая импровизация,
сочинение аккомпанемента на
ударных инструментах к
изученным народным песням.

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/
Беседа «Народная
музыка»

2.2.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1

0

1

Плясовые наигрыши

"Детские частушки"

Игра на
музыкальных
инструментах.

Знакомство с внешним видом,
Устный
опрос;
особенностями исполнения и
звучания русских народных
инструментов.;
Определение на слух тембров
инструментов. Классификация на
группы духовых, ударных,
струнных. Музыкальная
викторина на знание тембров
народных инструментов.;
Двигательная игра —
импровизация-подражание игре на
музыкальных инструментах.;
Слушание фортепианных пьес
композиторов, исполнение песен, в
которых присутствуют
звукоизобразительные элементы,
подражание голосам народных
инструментов.;
Просмотр видеофильма о русских
музыкальных инструментах.;
Посещение музыкального или
краеведческого музея.;
Освоение простейших навыков
игры на свирели, ложках;

http://music.edu.ru/

2.3.

Сказки, мифы и
легенды

Итого по модулю

1

0

1

Н.А.РимскийКорсаков
Операсказка "Сказка о царе и
Салтане и сыне его
Гвидоне" - "Три
чуда"

р.н.п."Во саду ли в
огороде"

Разыграй сказку

Знакомство с манерой сказывания
нараспев. Слушание сказок,
былин, эпических сказаний,
рассказываемых нараспев.;
В инструментальной музыке
определение на слух музыкальных
интонаций речитативного
характера.;
Создание иллюстраций к
прослушанным музыкальным
и литературным произведениям.;
Просмотр фильмов,
мультфильмов, созданных на
основе былин, сказаний.;
Речитативная импровизация —
чтение нараспев фрагмента
сказки, былины;

Устный
опрос;

0.5

Звуки природы

Швейцарская
нар.песня "Кукушка"

Пластическое
интонирование

Знакомство со звуками
музыкальными и шумовыми.
Различение, определение на слух
звуков различного качества.;
Игра — подражание звукам и
голосам природы с
использованием шумовых
музыкальных инструментов,
вокальной импровизации.;
Артикуляционные упражнения,
разучивание и исполнение попевок
и песен с использованием
звукоподражательных элементов,
шумовых звуков;

Устный
опрос;

Д. Роджерс "Звуки
музыки".

Ручные знаки.

Знакомство с элементами нотной
записи. Различение по нотной
записи, определение на слух
звукоряда в отличие от других
последовательностей звуков.;
Пение с названием нот, игра на
металлофоне звукоряда от
ноты«до».;
Разучивание и исполнение
вокальных упражнений, песен,
построенных на элементах
звукоряда;

Устный
опрос;

http://music.edu.rи

3

Модуль 3. Музыкальная грамота
3.1.

3.2.

Весь мир звучит

Звукоряд

0.5

0.5

0

0

0.5

Д.Роджерс "Звуки
музыки" из мюзикла

http://music.edu.ru/
Участие в
концертах

http://music.edu.ru/

3.3.

Ритм

1

0

1

Футбольный марш

Песня Д.Кабалевского
"Левой, правой",
З.Хабалова "Мячик".

Шаг под музыку

Определение на слух,
прослеживание по нотной записи
ритмических рисунков, состоящих
из различных длительностей и
пауз.;
Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов.;
Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием
ритмослогов. Разучивание,
исполнение на ударных
инструментах ритмической
партитуры.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко выраженным
ритмическим рисунком,
воспроизведение данного ритма по
памяти (хлопками).;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

3.4.

Ритмический
рисунок

1

0

1

П.Чайковский "Марш деревянных
солдатиков".

Пение со словами
П.Чайковского "Марш
деревянных
солдатиков"

Шаг и хлопки
под музыку.

Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко выраженным
ритмическим рисунком,
воспроизведение данного ритма по
памяти (хлопками).;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

3

Модуль 4. Классическая музыка

4.1.

4.2.

Композиторы —
детям

2

Оркестр

1

0

0

2

1

П.Чайкоувский
"Детский альбом"

П.И.Чайковский
"Неаполитанская
песенка".

Пластическое
интонирование.

Слушание музыки, определение
основного характера, музыкальновыразительных средств,
использованных композитором.
Подбор эпитетов, иллюстраций к
музыке. Определение жанра.;
Музыкальная викторина.;
Вокализация, исполнение мелодий
инструментальных пьес со
словами. Разучивание, исполнение
песен.;
Сочинение ритмических
аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и
шумовых инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального
характера;

Устный
опрос;

Э.Григ "Пер Гюнт"-"Утро".
Н.А.Римский Корсаков
"Шехеразада".

Филиппенко "Веселый
музыкант"
Д.Б.Кабалевский
"Дон-дон".

Игра на
шумовых
инструментах

Слушание музыки в исполнении
оркестра. Просмотр видеозаписи.
Диалог с учителем о роли
дирижёра.;
«Я — дирижёр» — игра —
имитация дирижёрских жестов во
время звучания музыки.;
Разучивание и исполнение песен
соответствующей тематики.;
Работа по группам — сочинение
своего варианта ритмической
партитуры;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/
«Листая «Деский
альбом » П.
Чайковского»

http://music.edu.ru/

4.3.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

Итого по модулю

2

0

2

Шуберт "Вальс" или
любые пьесы для фоно.

В.Шаинский
"Улыбка"

Движения под
музыку.

Знакомство с многообразием
красок фортепиано. Слушание
фортепианных пьес в исполнении
известных пианистов.;
«Я — пианист» — игра —
имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.;
Слушание детских пьес на
фортепиано в исполнении учителя.
Демонстрация возможностей
инструмента (исполнение одной и
той же пьесы тихо и громко,
в разных регистрах, разными
штрихами).;
Разбираем инструмент —
наглядная демонстрация
внутреннего устройства
акустического пианино.;
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая подсчёт
параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей
и т. д.);

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

0

2

Разновидности
колокольного звона (благовест и
т.д.)

Песни к религиозным
праздникам.

Сопровождение
мелодий
треугольником и
колокольчиками.

Слушание, разучивание,
исполнение вокальных
произведений религиозного
содержания. Диалог с учителем
о характере музыки, манере
исполнения, выразительных
средствах.;
Знакомство с произведениями
светской музыки, в которых
воплощены молитвенные
интонации, используется
хоральный склад звучания.;
Просмотр документального
фильма о значении молитвы.;
Рисование по мотивам
прослушанных музыкальных
произведений;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

5

Модуль 5. Духовная музыка
Песни
верующих

2

Итого по модулю

2

5.1.

Модуль 6. Народная музыка России

Подготовка к
Новому году

6.1.

6.2.

Край, в котором
ты живёшь

1

Русский
фольклор

1

Итого по модулю

0

0

Танцы- Ф.Алборово "Хонга"
А.Кокойти "Симд"
"Чепена" в обработке Н.Кабоева.

Л.Цаллагова
"Владикавказ", песня
"Лучше края не
найдешь"

Характерное
движение танцев
под музыку.

Разучивание, исполнение образцов Устный
опрос;
традиционного фольклора своей
местности, песен, посвящённых
своей малой родине, песен
композиторов-земляков.;
Диалог с учителем о музыкальных
традициях своего родного края.;
Просмотр видеофильма о культуре
родного края.;
Посещение краеведческого музея.;;

http://music.edu.ru/

1

Н.А.РимскийКорсаков"Заиграйте,
мои гусельки",
р.н.п. "Со вьюном я
хочу"

Р.Н.П. "Со вьюном я
хожу"
"Во-кузнице".

Движение
хороводом.

Разучивание, исполнение русских
народных песен разных жанров.
Участие в коллективной
традиционной музыкальной игре.;
Сочинение мелодий, вокальная
импровизация на основе текстов
игрового детского фольклора.;
Ритмическая импровизация,
сочинение аккомпанемента на
ударных инструментах к
изученным народным песням.;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

2

Вивальди "Времена года" "Зима",
"Весна".

Г.Струве "Белые
снежинки",
Л.Цаллагова "Зима"

Пластическое
интонирование

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам природы.
Подбор эпитетов для описания
настроения, характера музыки.
Сопоставление музыки
с произведениями
изобразительного искусства.;
Двигательная импровизация,
пластическое интонирование.;
Разучивание, одухотворенное
исполнение песен о природе, её
красоте.;
Рисование «услышанных»
пейзажей и/или абстрактная
живопись — передача настроения
цветом, точками, линиями.;
Игра-импровизация «Угадай моё
настроение»;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

1

Музыкальная
викторина

2

Модуль 7. Музыка в жизни человека
7.1.

Музыкальные
пейзажи

2

0

7.2.

Музыкальные
портреты

2

0

2

М.Мусоргский
"Картинки с
выставки"

В.Шаинский
"Антошка"
А.Островский "Пусть
всегда будет солнце"

Разыграть песни

Слушание произведений
Устный
опрос;
вокальной, программной
инструментальной музыки,
посвящённой образам людей,
сказочных персонажей. Подбор
эпитетов для описания настроения,
характера музыки. Сопоставление
музыки с произведениями
изобразительного искусства;
Двигательная импровизация в
образе героя музыкального
произведения;
Разучивание, харáктерное
исполнение песни — портретной
зарисовки;
Рисование, лепка героя
музыкального произведения;
Игра-импровизация «Угадай мой
характер»;
Инсценировка — импровизация в
жанре кукольного/теневого театра с
помощью кукол, силуэтов и др.;

http://music.edu.ru/

7.3.

Какой же
праздник без
музыки?

1

0

1

И.Дунаевский
"Выходной марш"
Р.Щедрин "Озорные частушки"

В.Шаинский "Вместе
весело шагать"
К.Певзнер
"Оранжевая песенка"

Танцевальные
движения

Диалог с учителем о значении
музыки на празднике;
Слушание произведений
торжественного, праздничного
характера.
«Дирижирование»фрагментами
произведений.
Конкурс на лучшего «дирижёра»;
Разучивание и исполнение
тематических песен к ближайшему
празднику;
Проблемная ситуация: почему на
праздниках обязательно звучит
музыка?;
Запись видеооткрытки с
музыкальным поздравлением;
Групповые творческие шутливые

http://music.edu.ru/

двигательные импровизации .

Устный
опрос;

7.4.

Музыка на
войне, музыка
о войне

Итого по модулю

2

0

2

"Бравые солдаты",
М.Блантер "Катюша".

М.Блантер "Катюша",
"Бравые солдаты"

Движение
марша.

Чтение учебных и
художественных текстов,
посвящённых военной музыке.
Слушание, исполнение
музыкальных произведений
военной тематики. Знакомство с
историей их сочинения и
исполнения;
Дискуссия в классе. Ответы на
вопросы: какие чувства вызывает
эта музыка, почему? Как влияет на
наше восприятие информация о
том, как и зачем она создавалась?;
Сочинение новой песни о войне;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

1

Л.Бетховен "Веселая, грустная"

О.Амбалова
"Счастливая песенка"

Определение
высоты звуков
при помощи
пластики рук и
ног.

Освоение понятий «выше-ниже».
Определение на слух
принадлежности звуков к одному
из регистров. Прослеживание по
нотной записи отдельных
мотивов, фрагментов знакомых
песен, вычленение знакомых нот,
знаков альтерации.;
Наблюдение за изменением
музыкального образа при
изменении регистра.;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

7

Модуль 8. Музыкальная грамота
8.1.

Высота звуков

Итого по модулю

1

0

1

Модуль 9. Музыка народов мира

9.1.

Музыка наших
соседей

Итого по модулю

2

0

2

Модуль 10. Классическая музыка

2

П.И. Чайковский
Концерт №1 для фоно с
оркестром
(финал)
Белор Народная
песня "Бульба"

"Веснянка"укр.нар.пес.,
"Перепелочка"- белор.
нар.пес.

Пластическое
интонирование.

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов
других стран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;
Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания народных
инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов.
Классификация на группы
духовых, ударных, струнных.;
Музыкальная викторина на знание
тембров народных инструментов.;
Двигательная игра —
импровизации-подражание игре на
музыкальных инструментах.;
Сравнение интонаций, жанров,
ладов, инструментов других
народов с фольклорными
элементами народов России.
Разучивание и исполнение песен,
танцев, сочинение, импровизация
ритмических аккомпанементов
к ним (с помощью звучащих
жестов или на ударных
инструментах).

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

10.1. Композиторы детям

2

10.2. Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

0

2

1

С.В.Прокофьев
"Детский альбом".

В.Шаинский
"Чунгачанга"
З.Хабалова
"Зверушки".

Пластическое
интонирование.

Слушание музыки, определение
основного характера, музыкальновыразительных средств,
использованных композитором.
Подбор эпитетов, иллюстраций к
музыке. Определение жанра.;
Музыкальная викторина.;
Вокализация, исполнение мелодий
инструментальных пьес со
словами. Разучивание, исполнение
песен.;
Сочинение ритмических
аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и
шумовых инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального
характера;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

К.Сен-Санс
"Карнавал
животных""Антилопа

З.Хабалова"Зверушки" Пластическое
интонирование

Знакомство с многообразием
красок фортепиано. Слушание
фортепианных пьес в исполнении
известных пианистов.;
«Я — пианист» — игра —
имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.;
Слушание детских пьес на
фортепиано в исполнении учителя.
Разбираем инструмент —
наглядная демонстрация
внутреннего устройства
акустического пианино.;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

Викторина
«Классическая
музыка»

10.3. Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

1

Итого по модулю

4

0

1

К.Сен-Санс
"Карнавал жиотных"- "Куры и
петухи" и "Лебедь"

Р.Паулс "Мальчик и
сверчок"

Пластическое
интонирование

Игра-имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.;
Музыкальная викторина на знание
конкретных произведений и их
авторов, определения тембров
звучащих инструментов.;
Разучивание, исполнение песен,
посвящённых музыкальным
инструментам.;
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая описание
внешнего вида и особенностей
звучания инструмента, способов
игры на нём;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

1

М.Коваль "Волк и
семеро козлят"

Разучивание арий.

Пластическое
интонирование

Видеопросмотр музыкальной
сказки. Обсуждение музыкальновыразительных средств,
передающих повороты сюжета,
характеры героев. Игравикторина«Угадай по голосу».;
Разучивание, исполнение
отдельных номеров из детской
оперы, музыкальной сказки.;
Постановка детской музыкальной
сказки, спектакль для родителей.;
Творческий проект «Озвучиваем
мультфильм»;

Устный
опрос;

http://music.edu.ru/

Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1. Музыкальная
сказка на сцене,
на экране

2

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

1

1
1

32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ Методическое пособие к УМК Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ http://music.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальная колонка, ноты, музыкальные инструменты, проектор, экран, ноутбук
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Музыкальные инструменты, планшеты для рисования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».