Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету
"Технология"
адресована
обучающимся
муниципального
казенного
общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов Порог.
Программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1643).
3.Начальной образовательной программы начального общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог;
4.Учебного плана начальной общеобразовательной программы начального общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
5.Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов ( учебники.):
1. Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
2. Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
3. Геронимус Т.М. Технология. 3 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
4. Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
5.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Год
Кол-во часов в Кол-во учебных Всего часов за учебный год
обучения неделю
недель
1 класс
1
33
33ч
2 класс
1
34
34ч
3 класс
1
34
34ч
4 класс
1
34
34ч
135 часов
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на
достижение следующих целей:
• овладение обучающимися:
– начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;
– способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной
оценки своей работы;
– умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в
учебной деятельности и повседневной жизни;
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения,
технического и логического мышления, глазомера;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира;
• формирование первоначальных представлений о мире профессий;
• воспитание:
– трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
– интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
• практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
1
Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет
позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я
попробую догадаться”.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты
1. Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощинародов;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности.
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересовОтечества, ответственности за будущее России;
- развитие уважения к таким символам государства Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русскогонарода; осознание себя носителем этого языка.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности ксознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам сограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетического воспитания:
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировымпроизведениям искусства и литературы;
2
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни.
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение ивыполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимыересурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственныхинформационных объектов и др.).
7.Экологического воспитания:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствамРоссии и мира.
8. Ценности научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно- технического творчества детей.
–
–
–
–
–
–
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
3
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
– Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
– Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
– Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии.
– Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека.
– Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
– Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты.
❖ получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
❖ усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
❖ приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
❖ использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
❖ приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
❖ приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных
и проектных художественно-конструкторских задач.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
• ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям
конкретной учебной задачи;
• предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей
деятельности на основе предложенных критериев;
• положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
• осознание своей ответственности за общее дело;
• ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
4
• уважение к чужому труду и результатам труда;
• уважение к культурным традициям своего народа;
• представление о себе как гражданине России;
• понимание нравственного содержания собственных
поступков и поступков
окружающих людей;
• ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
• понимание чувств окружающих людей;
• готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
• широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
• учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной
задачи;
• способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям,
осознания себя как гражданина России;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
• самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной
задачи,
представленной на наглядно - образном и словесно-логическом уровнях;
• адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных
изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• владеть общими приемами решения задач;
• работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
• находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
• передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
• строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
• находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
• умению смыслового восприятия познавательных текстов;
• выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.
• Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковые систем, медиаресурсов;
• делать выписки из используемых источников информации;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
5
Обучающийся научится:
•
•
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников;
• ориентироваться па позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать другое мнение и позицию;
• оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
• адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
•
называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края
или России;
• выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия
окружающей обстановке;
• использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в
практической деятельности;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
• отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и
сложности работы;
• соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
• соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
• узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение,
применение в жизни;
• называть новые технологические приемы ручной обработки материалов,
использовавшиеся в этом году;
• экономно расходовать используемые материалы;
• применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка,
угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
• выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и
способы соединения деталей;
• изменять способы соединения деталей конструкции;
• изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
• анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
• размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
•
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
6
•
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
Обучающийся получит возможность научиться:
•
•
понимать особенности проектной деятельности:
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
•выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
• прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
• соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с
изображением развертки;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
• писать и отправлять электронное письмо;
• соблюдать режим и правила работы на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда_ человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов
России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для
использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при
7
выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и
замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и
конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических
операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону,
трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой
деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проулочная, винтовая и др.), отделка изделия
или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять
технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических за дач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежи (контур, линии надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных
и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;
различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ.
Разделы и темы
Всего часов
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1-й класс (33 ч)
Вводный урок. Профессия родителей.
1
Работа с природным материалом
5
Работа с бумагой.
10
1,2,3,4,6
Безопасная дорога
домой
1,2,3,4,5,6,7,8
Конкурс «Чудо с
грядки», «Краски
осени»
1,2,3,6,7
8
Комплексные работы.
2
Работа
с
текстильными
Профессия портниха.
материалами.
4
Изделия из картона и бумаги.
5
Комплексные работы.
6
Итого
2-й класс (34 ч)
33
Работа с природным материалом, оригами.
9
Работа с бумагой. Профессия пекарь.
7
Работа с тканью. Профессия вышивальщица.
6
Работа с разными материалами.
12
Итого
Коллаж «Зимняя
сказка»
1,2,3,4,6
Профессии родителей
1,2,3,4,6,7
Проект
1,2,3,4,6,7
Поздравительные
открытки к 23
февраля, 8 марта.
1,2,3,4,6,7
Комбинированные
изделия
1,2,3,4,7
Конкурс «Чудо с
грядки»,
Проект «Осень в
лесу»
1,2,3,6,7
Коллаж «Зимняя
сказка»
1,2,3,4,6,7
Салфетка для мамы
1,2,3,4,6,7
Проект «Мебель в
комнату»,
Инструктаж ПДД.
34
3 класс (34 ч)
Работа с природным материалом.
5
Работа с бумагой.
10
Работа с разными материалами.
8
Знакомство с профессиями. Профессия столяр.
Профессия инженер – проиктеровщик.
2
Изделия из картона и бумаги.
3
Работа с текстильными материалами.
6
1,3,5,6,8
Безопасное дорожное
движение
1,2,4,5,6,7
Безопасные дороги,
Праздник «Прощай,
осень»
1,2,3,4,6
Выставка работ
«Зимняя сказка»,
Квест «Спасём
природу»
1,2,3,4,6
Знакомство с
профессиями
1,2,3,4,6
Подготовка к
мероприятию ВОВ
1,3,4,6,8
Квест «В поисках
9
сокровищ»
Итого
34
4 класс (34 ч)
Работа с природным материалом.
Технология
изготовления
различных материалов.
4
изделий
из
11
Работа с текстильными материалами.
5
Изделия из картона и бумаги.
12
Знакомство с профессиями.
переплётчик. Профессия слесарь.
Итого
Профессия
2
1,2,3,4,6
Урок безопасности
ПДД
2,3,4,6
Пятиминутки
безопасности
1,2,3,4
Акция «Помоги
птицам зимой»
2,4,6,7
Работы «Зимняя
сказка»,
Мероприятие ВОВ
1,2,3,4,5,6,7
Инструктаж
Безопасные каникулы.
34
10