ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету
"Изобразительное искусство" адресована обучающимся муниципального казенного
общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов
Порог. Программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1643).
3.Начальной образовательной программы начального общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог;
4.Учебного плана начальной общеобразовательной программы начального общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
5.Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программа, учебники.):
1. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А.
Плешакова.
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс.
4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс.
5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Год
обучения
Кол-во часов в Кол-во
неделю
недель
учебных Всего часов за учебный год
1 класс
1
33
33
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34
135 часов
Срок реализации программы 4 года.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие
способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного,
художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей
личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника,
формируются его художественно-практические навыки.
1
Изучение изобразительного искусства
достижение следующих целей:
в начальной школе
направлено на
− воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
− приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры,
лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
− реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства
формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
− развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений,
сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
− освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и
общества;
− овладение
элементарной
художественной
грамотой;
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
− учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями
работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и
аппликации;
− развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание
прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Срок реализации программы 4 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве
процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся
на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия
обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
При получении начального общего образования в ходе освоения программы «Музыка»
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
1. Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощинародов;
2
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности.
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересовОтечества, ответственности за будущее России;
- развитие уважения к таким символам государства Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русскогонарода; осознание себя носителем этого языка.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности ксознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам сограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетического воспитания:
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировымпроизведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни.
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение ивыполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимыересурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственныхинформационных объектов и др.).
3
7.Экологического воспитания:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствамРоссии и мира.
8. Ценности научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно- технического творчества детей.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
− овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
− освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
− формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
− определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
− освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
− использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее
ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей;
− формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять
совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
− формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека;
− формирование основ художественной культуры, потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
− овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
− овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
− развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного
художественного образа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного
образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
− единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
4
− яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
− система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения,
окружающего мира, математики, технологии;
− соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников
и дошкольников;
− направленность содержания программы на активное развитие эстетического и
нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на
красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры
(рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и
иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное
конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса-уроком - возможно
проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных
галереях.
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций,
построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения
предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания.
Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков
цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных
машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению.
Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение
одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение
близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование
приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового
контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней
композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные
сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи
между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек,
жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в
традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных
самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками
символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема
тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых
мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов,
простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и
наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с
пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
5
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по
представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство»,
«Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в
процессе занятий.
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов.
Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных
навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при
воспроизведении поверхностей различных предметов.
Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью.
Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц
и зверей, игрушечных машинок.
Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч)
Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты
непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания,
общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие
способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым
объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее
понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе
бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами
композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства,
пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Декоративная работа (7 ч)
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной
росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление
с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии,
ритма, элементарных приемов кистевой росписи.
Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных
приемов декорирования.
Лепка (5 ч)
Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных
игрушек, архангельских пряников.
Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование
художественно-выразительных средств - объема и пластики.
Беседы (1 ч)
Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в
процессе занятий.
3 класс (34 ч)
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций,
строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного
сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет»,
6
«вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек,
цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни,
исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений.
Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой
связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование
цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное
знакомство
с
народным
декоративно-прикладным
искусством;
художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением
набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной
игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение
простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев,
ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные
мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы
осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка (3 ч)
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка
тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон»,
«Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п. Беседы проводятся в процессе
занятий.
4 класс (34 ч)
Рисование с натуры (8 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных
предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ
перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения
предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека.
Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)
Совершенствование
умений
отражать
в
тематических
рисунках
явления
действительности.
Изучение
композиционных
закономерностей.
Средства
художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача
светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного
сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций
на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных
произведений.
Декоративная работа (8 ч)
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная
резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник;
произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры
росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т.
д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с
использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка
7
эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной
открытки.
Лепка (2 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев
русских народных сказок.
Беседы (3 ч)
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света»,
«Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей
работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
8
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения
Предметные результаты
− Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,
синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых
состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
− Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём
смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый;
синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
− Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом
загораживания.
9
− Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник –
предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник:
бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
− Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
− Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
− Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет
простых предметов.
− Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать
краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания
этой поверхности.
− Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм
растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
− Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе
народной росписи (Городец, Хохлома).
− Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления
(человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят,
разговаривают и т.д.).
− Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
− Выполнять простые по композиции аппликации.
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство во 2 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
10
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей
работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения
11
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
− называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного
искусства;
− называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
− называть ведущие художественные музеи России;
− различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
− узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников; называть их авторов;
− сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики,
живописи, декоративно - прикладного искусства);
− использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель,
бумага);
− применять основные средства художественной выразительности в рисунке и
живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных
работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
− использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного
искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство во 3 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД.
12
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей
работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения
Предметные результаты
13
- получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного
изображения растительных форм и форм животного мира;
Учащиеся научатся
- различать понятия: «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись»,
«живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- применять простейшие правила смешения основных красок для получения более
холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и
сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений
известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома,
Полхов-Майдан и т.д.);
- добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада,
Семёнова и Полхов-Майдана.
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
− узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
− узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
− выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства
(понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства
вызывает картина);
− чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество
их форм, очертаний;
− сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию
симметрии в рисунках с натуры и узорах;
− правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
конструктивное строение, цвет;
− выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать
размером, цветом главное в рисунке;
− соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка,
уточнение общих очертаний и форм);
− чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
− выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного
обобщения форм растительного и животного мира;
− использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе,
прямоугольнике, круге;
− творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги
и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в
изображении декоративных ягод, трав;
− использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов
в декоративной композиции;
− расписывать готовые изделия согласно эскизу;
− применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении,
вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
14
− узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
− сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно – прикладного искусства);
Планируемые результаты по предмету
изобразительное искусство в 4 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей
работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
15
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
− получат знания, узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
− получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец),
по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной
росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
− об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая,
синяя);
− Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
− Научатся применять правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в
смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый
и.др.)
−
Обучающиеся получат возможность научиться:
− Выражать отношение к произведению;
− чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
16
−
−
−
−
−
−
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике,
круге;
− применять приёмы народной росписи;
− расписывать готовые изделия по эскизу;
− применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при
изготовлении игрушек.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ.
1 класс (33 ч)
Разделы
В мире волшебных красок
Мы готовимся к празднику
Красота вокруг нас
Встреча с весной
Количест Основные направления
во часов воспитательной деятельности
11 ч
1,2,3,4,6,8
«Безопасный путь домой»,
Конкурс рисунков «Мой
питомец»
6ч
1,2,3,4,6,7
Конкурс «Зимняя сказка»
8ч
1,2,3,4,5,6
Рисунки «Сказки»
8ч
1,2,3,4,6,7
Проект «Летний пейзаж»
Инструктаж «Безопасные
каникулы»
2 класс (34 ч)
Разделы
Мы рисуем осень
Количест
во часов
9ч
Мы рисуем сказку
7ч
Мои друзья
10 ч
С чего начинается Родина…
8 ч.
Основные направления
воспитательной деятельности
1,2,3,4,5,6,7
«Безопасный путь домой»,
Конкурс рисунков «Мой
питомец»
1,2,3,4,6
Конкурс рисунков «Любимые
сказки»
1,2,3,4,6
Проект к рассказу В. Бианки
«Чей нос лучше».
1,2,3,4,5,6,7
Проект симметричного
вырезания «Русь
белокаменная»,
Инструктаж «Безопасные
каникулы»
17
3 класс (34 ч)
Разделы
Мы рисуем осень
Количест
во часов
9ч
В мире сказок
7ч
Красота в умелых руках
10 ч
В каждом рисунке солнце
8ч
Основные направления
воспитательной деятельности
1,2,3,4,5,6,7,8
«Безопасный путь домой»,
Проект из осенних листьев «
Осенние плоды»
1,2,3,4,5,6,7
Праздник «Прощай, осень»,
Выставка работ «Зимняя
сказка».
1,2,3,4,6,7
Проект «Открытки»,
Пятиминутки безопасности.
1,2,3,4,6,7
Проект «Женский головной
убор»
Инструктаж «Безопасные
каникулы»
4 класс (34 ч)
Разделы
Осень на пороге
Количест
во часов
14 ч
Город чудный, город славный
6ч
В мире искусства
8ч
Наш красивый дом
6ч
Основные направления
воспитательной деятельности
1,2,3,4,5,6,7
Инструктаж «Безопасный путь
домой»,
Проект «Палата хозяйки
Медной горы»,
Конкурс рисунков «Я и мой
питомец».
1,2,3,4,6,7
Викторина «Твои права и
обязанности»,
Проект «Модель сказочного
города».
1,2,3,6,7
Мероприятие «По страницам
военных лет»,
Проект «Фигурки людей из
пластилина»
1,2,3,4,5,6,7,8
Проект «Город будущего»,
Инструктаж «Безопасные
каникулы».
18
19