ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету "
ОРКСЭ (Основы православной культуры) " адресована обучающимся муниципального
казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа п.
Попов Порог. Программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29
декабря 2014 г. № 1643).
3.Начальной образовательной программы начального общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог;
4.Учебного плана начальной общеобразовательной программы начального общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
5.Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программа, учебники.):
1. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А.
Плешакова.
2. Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс.
Год
обучения
4 класс
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Кол-во часов в Кол-во учебных Всего часов за учебный год
неделю
недель
1
34
34 ч.
34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего
образования по основам религиозных культур и светской этики.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Настоящая рабочая программа (РП) учебного предмета «Основы православной
культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе
авторской учебной программы «Кураева А. В. «Основы религиозных культур и светской
этики. Основы православной культуры.». «Просвещение», 2010.
Порядок уроков и их тематика ориентированы на рекомендации автора
учебника Кураева А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. 4 класс» - учебное пособие для общеобразовательных учреждений
с приложением на электронном носителе – Москва «Просвещение», 2014. Предмет
ОРКСЭ охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний
различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических,
эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых
предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации,
доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки
1
знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный
уровень представления учебного материала, различные виды умственной и
эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований содержания могут использоваться
следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте
определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками
значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует
провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из
нескольких предложенных вариантов.
Итоговые работы готовятся учащимися в форме реферата объемом не менее 1
листа, который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в
учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата
проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с
последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением
комплексной итоговой оценки.
.
Темы рефератов.
1. Как христианство пришло на Русь.
2. Христианское отношение к природе.
3. Святые в отношении к животным.
4. Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых
благоверных князей
Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора
Ушакова, Александра Суворова или других)
5. Святой, прославившийся в нашем крае.
6. Православные традиции русской семьи
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ
(Основы православной культуры).
Проблема
воспитания
толерантности
и
нравственной
идентификации
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране
в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве
невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для
качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют
сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и
её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием
свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос
на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного
воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер,
2
знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, духовные традиции и гуманизм.
Учебный курс модуля является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих
основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия
учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и
«нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих
основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Модуль «Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании
общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма
в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть
важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя:
•
•
•
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений. (А.В. Кураев. – .-М.: Просвещение, 2014.144 с.)
Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» (ЗАО
«Образование-медиа» М.: Просвещение, 2014.)
Рабочая тетрадь в электронном виде.
Цель программы обучения — формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс создаёт
начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного,
самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства
российской жизни.
Освоение школьниками учебного модуля, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека
и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных
культур и светской этики; формирование уважительного отношения к разным духовным и
светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры
многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и
развития культурных и духовных ценностей.
Задачи:
• знакомство обучающихся с основами православной культуры и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
3
Принципы обучения:
• диалогическое взаимодействие;
• приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовнонравственной и эмоциональной сферы;
• актуальность;
• опоры на самостоятельность мышления учащихся;
• вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации,
способов деятельности и презентации образовательного результата);
• деятельностное
обучение,
которое
последовательно
реализуется
через
соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
• соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для
эмпирического и творческого освоения;
• органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской
деятельности.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
- анкетирование
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
-ролевая игра;
Формы обучения
• Классно-урочные занятия.
Рекомендации к домашним заданиям:
Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый характер.
Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и
организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов,
выписки.
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность,
волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно
при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и
желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную
литературу.
4
−
−
−
−
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные
учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их
роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные
ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и
коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать
её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,
быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
5
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные
роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в
малых группах.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
о православной культуре;
о священных книгах;
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
6
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ
православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на
каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие
виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и
преимущественно проводит).
Примеры контрольных заданий
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ
(Основы православной культуры)
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный
курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской
этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и
развития культурных и духовных ценностей.
Содержание учебника построено с учетом:
•
возрастных особенностей обучающихся;
•
новизны и особенностей содержания курса;
•
культурологической направленности курса;
•
направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
•
имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
•
возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной
сферы, но и универсальных учебных действий, критического
мышления,
коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
Учебный курс «Основы религиозных культур и
собой единый комплекс структурно и содержательно
учебных модулей: «Основы православной культуры»,
«Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
«Основы светской этики».
светской этики» представляет
связанных друг с другом шести
«Основы исламской культуры»,
мировых религиозных культур»,
7
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках
четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются
общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического
раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального
народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые
соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к
каждому из учебных модулей.
Содержание учебного курса основы православной культуры.
Введение в православную духовную традицию (18ч)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции
и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять
на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура
Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть.
Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя
украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни.
Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в
человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть
гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют
ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое
неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.
Православие в России (16ч)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться
радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в
8
бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что
такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.
Какую
ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
VІІ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела Наименование разделов и тем
и тем
Учебные
часы
1.
Введение. Духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни
человека и общества
1
2.
Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 1.
16
3.
Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 2.
12
4.
Духовные традиции
многонационального народа России
5
5.
Итого
34
9
VІІІ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Основы православной культуры)
№ п/п
1.
Сроки
выполнения
план
факт
Название
раздела
(кол-во часов),
темы урока
Практич.
часть
Беседа,
Россия – наша комментиро
ванное
Родина.
чтение,
устный
рассказ на
тему
семьи
2.
Культура
религия.
и Работа
с
источникам
и
информаци
и,
подготовка
творческой
беседы
с
членами
семьи
Формы и
темы
контроля
Вводная
беседа,
усвоения
нового
материала.
Беседа,
самопроверка
усвоения
нового
материала.
Планируемые результаты
предметные
результаты
Знать
основные
понятия: Отечество,
Родина,
духовный
мир,
культурные
традиции.
Уметь:
Объяснить,
что
такое духовный мир
человека. Рассказать
о традициях своей
семьи.
Рассказать,
какие
ценности
лежат в основе своей
семьи. Рассказать о
празднике
День
народного единства
(4 ноября).
Знать: Что такое
культура, и как она
создаётся. Что такое
религия. Что такое
православие.
Уметь:
Выразить
слова благодарности
в
разнообразных
формах.
Понимать
взаимосвязь русской
культуры
и
православия.
Рассказать
о
Оборудование
метапредметные
личностные
Регулятивные :
учиться работать
по
предложенному
учителем плану.
Нравственноэстетическое
оценивание
понятия Родина
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок
№
1.Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Определять и
высказывать
самые простые,
общие для всех
людей правила.
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 2.
Учебник
Познавательные:
выполнение
действий
по
алгоритму.
Коммуникативны
е:
выражение своих
мыслей.
Регулятивные :
саморегуляция
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е:
выражение
своих мыслей.
10
3.
4.
5.
Человек и Бог в Беседа,
Усвоения
православии.
комментиро нового
ванное
материала.
чтение,
устный
рассказ на
тему, рабо
та с иллю
стративным
материалом
Православная
молитва.
Библия и
Устный
рассказ на
тему,
подготовка
творческой
беседы
с
членами
семьи
Изучение
Беседа,
самопроверка
усвоения
нового
материала.
Беседа,
традициях русской
православной
культуры XVII века
Знать:
Кого
православная
культура
называет
Творцом. Какие дары
получили от Творца
люди
Уметь:
Понимать,
как вера влияет на
поступки человека, и
рассказать об этом.
Знать: Что такое
молитва, и чем она
отличается от магии.
Какие бывают виды
молитв. Что значит
«благодать».
Кто
такие святые.
Уметь: Рассказать,
что
значит
«молиться», и чем
отличается молитва
от магии. Объяснить
слово «искушение»,
и
зачем
людям
посылаются
испытания в жизни.
Объяснить
выражение «Знать,
как «Отче наш».
Знать: Кто такой
ОПК.
Кураев
Регулятивные
саморегуляция
: Ориентироваться
в нравствен ном
содержании и
Познавательные:
смысле своих и
поиск и отбор чужих поступ ков
необходимой
информации
Коммуникативны
е:
уметь
договариваться,
вести дискуссию
Регулятивные
: Ценить
учиться работать принимать
по
ценности.
предложенному
учителем плану.
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 3.
Учебник ОПК.
А.В. Кураев
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 4.
Справочные
материалы
для
общеобразовательных
учреждений.
Коммуникативны
е:
умение
слышать, слушать
и
понимать
партнера
: Ценить
Программа
комплексного
учебного
курса
и Программа
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Регулятивные
А.В.
и
Программа
11
Евангелие.
6.
Проповедь
Христа
основ
духовной
традиции
православия
Беседа,
комментиро
ванное
чтение,
устный
рассказ на
тему
контроль
христианин.
Кто
знаний в виде такие пророки и
теста.
апостолы. Что такое
Библия и Евангелие.
Что
такое
Откровение Божие.
Уметь: Объяснить,
что такое Священное
Писание, и из каких
частей оно состоит.
Объяснить связь слов
Христос
–
христианство
–
христианин.
Объяснить,
как
переводится
слово
«Евангелие»,
и
почему
оно
так
называется.
Рассказать
об
апостолах
Христовых.
Взаимопровер Знать: Что такое
ка
знаний проповедь (Нагорная
ключевых
проповедь).
Как
терминов
христиане относятся
темы.
к мести, и почему.
Уметь: Объяснить,
чему учил Христос.
Объяснить,
что
является духовными
сокровищами.
Рассказать,
какое
богатство христиане
считают истинным и
вечным.
учиться работать принимать
по
ценности.
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Регулятивные
: Нравственноучиться работать эстетическое
по
оценивание.
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 5.
Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 6.
12
7.
8.
Христос и Его Работа
с
Крест.
иллюстрати
вным
материалом,
самостоятел
ьная работа
с
источникам
и
информаци
и, участие в
учебном
диалоге.
Пасха.
Беседа,
комментиро
ванное
чтение,
пересказ
Беседа,
Знать: Что такое
контроль
«воплощение»
знаний в виде («Боговоплощетеста.
ние»), Голгофа. Кто
такой Богочеловек.
В
чём
состояла
жертва
Иисуса
Христа.
Уметь: Рассказать о
Рождестве Христове.
Объяснить, что такое
Боговоплощение.
Объяснить, почему
Христос
не
уклонился
от
распятия. Объяснить,
почему крест стал
символом
христианства,
и
какой
смысл
христиане
вкладывают в этот
символ.
Взаимопровер Знать: Что такое
ка
знаний Пасха (Воскресение).
ключевых
Как
празднуют
терминов
Пасху.
темы.
Как
звучит
пасхальное
приветствие.
Как
звучит пасхальный
гимн.
Что
такое
христианский пост.
Уметь: Объяснить,
почему
Иисуса
Христа
называют
Регулятивные
: Нравственноучиться работать эстетическое
по
оценивание.
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е: уметь вести
дискуссию
Регулятивные
саморегуляция
: Нравственноэстетическое
оценивание.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е:
уважать
в
общении
и
сотрудничества
партнера и самого
Программа
комплексного
учебного курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение
к
учебнику. Урок
№ 7. Учебник
ОПК.
Кураев
А.В.
Программа
комплексного
учебного курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 8. Учебник
ОПК. А.В.
Кураев
13
9.
10.
Спасителем.
Объяснить,
как
христиане связывают
свою
судьбу
с
воскресением
Христа. Рассказать, в
чём состоит смысл
пасхального гимна.
Рассказать, в чём
состоит
смысл
христианского поста.
Православное
Самостояте Индивидуаль Знать: Чем человек
учение о
льная
ный опрос
отличается
от
человеке.
работа
с
животного. Что такое
источникам
«внутренний
мир»
и
человека.
В
чём
информаци
заключается свобода
и
для христианина. Как
Библия рассказывает
о
происхождении
души. христианина.
Уметь:
Объяснить
выражение
«внутренний
мир»
человека. Составить
рассказ на тему «Как
Бог
подарил
человеку
душу».
Объяснить
выражение «болезни
души». Объяснить, в
чём
заключается
свобода
для
христианина.
Совесть
и Беседа,
Взаимопровер Знать:
Что
раскаяние.
комментиро ка
знаний христиане считают
себя
Регулятивные
:
учиться работать
по
предложенному
учителем плану.
Определять и
высказывать
самые простые,
общие для всех
людей правила.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е:
уважать
в
общении
и
сотрудничества
партнера и самого
себя
Регулятивные : – Сопоставлять
способность
положительные и
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 9.
Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Программа
комплексного
14
ванное
чтение,
работа
группах
11.
Заповеди.
ключевых
терминов
в темы
добром,
злом,
грехом, что такое
совесть, раскаяние,
покаяние
Уметь: Рассказать,
как
совесть
подсказывает
человеку правильный
выбор в поступках.
Объяснить
выражение «Человек
–
это
животное,
умеющее краснеть».
Объяснить
связь
между выражениями
«бессовестный
человек» и «мёртвая
душа».
Рассказать,
почему
покаяние
называют
«лекарством души».
Беседа,
Беседа,
Знать: Что такое
комментиро контроль
«заповедь»,
ванное
знаний в виде «скрижали». Какие
чтение,
теста.
заповеди были даны
работа
с
людям через пророка
иллюстрати
Моисея.
вным
Уметь: Рассказать,
материалом
что такое «Десять
заповедей»
или
«Закон
Моисея».
Рассказать,
что
общего у воровства и
убийства. Рассказать,
как зависть гасит
радость. Отличать 10
понимать
и
проявлять
свои
чувства
посредством слов.
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений.
отрицательные
поступки людей,
делать выводы,
анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения
общечеловеческих
норм.
Коммуникативны
е:
выражение
своих мыслей.
Регулятивные
саморегуляция
: Ориентироваться
в нравствен ном
содержании и
Познавательные:
смысле своих и
анализировать
чужих поступков.
жизненные
ситуации
и
выбирать
нравственные
формы поведения.
Коммуникативны
е:
умение
согласованно
выполнять
совместную
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 10.
Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 11.
Учебник ОПК.
А.В. Кураев
15
12.
Милосердие и
сострадание.
Беседа,
самостоятел
ьная работа
с
источникам
и
информаци
и.
13.
Золотое правило Самостояте
этики.
льная
работа
с
источникам
и
информаци
и,
подготовка
творческой
беседы
с
членами
семьи,
участие
в
учебном
заповедей Моисея от
заповедей блаженств
Иисуса Христа.
Индивидуаль Знать:
Кого
ный опрос
христиане называют
«ближним».
Как
христианин должен
относиться к людям.
Что
такое
«милосердие»,
«милостыня».
Уметь: Объяснить,
можно
ли
за
милосердную
помощь брать плату,
и почему. Рассказать,
что нужно делать
человеку,
чтобы
стать милосердным.
Рассказать,
какие
существуют
дела
милосердия
Выполнение
Знать: Что такое
творческих
«этика».
Главное
работ.
правило
Проводится
человеческих
конкурс
отношений.
Что
сочинений на такое
тему «Как я «неосуждение».
понимаю
Уметь: Объяснить,
золотое
почему
главное
правило
правило
этики
этики?».
называется
«золотое».
Сформулировать
своё мнение: как
деятельность
Регулятивные
: Личностное
оценка
пережива
нравственных
ние
норм
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации.
Коммуникативны
е: сотрудничать в
совместном
решении
проблемы.
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 14 Учебник
ОПК. А.В.
Кураев
Регулятивные
саморегуляция
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 13 Учебник
ОПК. А.В.
Кураев
: Сопоставлять
положительные и
отрицательные
Познавательные:
поступки людей,
поиск и отбор делать выводы,
необходимой
анализировать
информации
свои и чужие
поступки с точки
Коммуникативны зрения
е:
умение
и общечеловеческих
готовность вести норм.
диалог,
искать
решения,
оказывать
16
диалоге.
14.
Храм.
уберечься
от
осуждения
других
людей. Рассказать по
картине В.Поленова
«Грешница»,
как
Христос
защитил
женщину.
Беседа,
Выполнение
Знать: Для чего
комментиро творческих
людям нужен храм,
ванное
работ.
что они там делают.
чтение,
Повторение и Как
устроен
подготовка
обобщение
православный храм.
творческой
полученных
Что такое «алтарь»,
беседы
с знаний.
«Царские
врата»,
членами
«икона»,
семьи,
«иконостас»,
участие
в
«канун»,
учебном
«поминание»,
диалоге.
«благословение». Что
такое
«церковнославянский язык».
Уметь: Рассказать,
как
устроен
православный храм.
Рассказать, что такое
иконостас, и какие
иконы
в
нём
присутствуют
обязательно.
Рассказать, может ли
православный
христианин молиться
без иконы. Отличать
на
иконе
изображение Иисуса
Христа и Божьей
поддержку
другу.
друг
Регулятивные:
Ценить
учиться работать принимать
по
ценности.
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
и Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 14 Учебник
ОПК. А.В.
Кураев
Коммуникативны
е:
уважать
в
общении
и
сотрудничества
партнера и самого
себя
17
15.
16.
Икона.
Творческие
работы
учащихся.
Беседа,
Индивидуаль
комментиро ный опрос
ванное
чтение,
работа
с
иллюстрати
вным
материалом
Самостояте Выполнение
льная
творческих
работа
с работ.
источникам
и
Матери. Объяснить
значение выражения
«Казанская
Богоматерь».
Рассказать правила
поведения в храме, и
для чего они нужны.
Знать: В чём состоит
отличие иконы от
обычной живописной
картины, и почему.
Зачем
христианам
нужны иконы, и как
на
иконах
изображается
невидимый мир.
Уметь: Объяснить,
как понятие света
связано
с
пониманием Бога в
христианстве.
Объяснить, почему
христиане считают
возможным
изображать
невидимого
Бога.
Рассказать,
кому
молятся христиане,
стоя перед иконой.
Объяснить
слова
«нимб» и «лик»
Знать: Как готовится
творческая
работа,
какие
существуют
виды
творческих
работ.
Как
Регулятивные
: Ценить
учиться работать принимать
по
ценности.
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
и Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 22 Учебник
ОПК. А.В.
Кураев
Коммуникативны
е:
выражение
своих мыслей.
Регулятивные
саморегуляция
: Оформлять свои Учебное
мысли в устной и пособие
письменной речи
«Основы
Познавательные:
православной
поиск и отбор
культуры».
18
информаци
и
17.
Подведение
итогов.
Беседа,
Индивидуаль
комментиро ный опрос
ванное
чтение,подг
отовка
творческой
беседы
с
членами
семьи,
пользоваться
литературой
и
другими
источниками
информации,
как
правильно отобрать
нужную
информацию
и
сделать
выводы.
выступление.
Уметь:
Искать
требующуюся
литературу.
Работать с книгой, со
статьей и другой
информацией.
Свести
всю
найденную
информацию
в
последовательный
общий
текст.
Оформить работу в
соответствии
с
требованиями.
Подготовить устное
выступление.
необходимой
информации
Уметь: Представить
свою
творческую
работу
для
обсуждения.
Отстаивать
свою
точку
зрения.
Аргументировать
свой ответ.
Коммуникативны Оформлять свои
е:
умение мысли в устной и
слышать, слушать письменной речи
и
понимать
партнера
Коммуникативны
е:
умение
слышать, слушать
и
понимать
партнера
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 16 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 17 Учебник
19
18.
19.
участие
в
учебном
диалоге.
Как
Беседа,
христианство
комментиро
пришло
на ванное
Русь.
чтение,
устный
рассказ на
тему
Подвиг
Повторение и Знать: Что такое
обобщение
Евангелие,
Пасха,
полученных
храм и икона. Кто
знаний.
такой
Иисус
Христос.
Узнать: что такое
Церковь и крещение.
Как
Русь
стала
христианской
страной.
. Уметь: Отличать
православный храм
от других, узнавать
изображение Иисуса
Христа и Пасхи на
иконах.
Рассказать историю
проникновения
христианства
в
древнерусские земли
и крещения Руси.
Беседа,
Индивидуаль Знать: Что такое
комментиро ный опрос
подвиг, что такое
ванное
жертвенность.
чтение,
Пример
самостоятел
подвижнической
ьная работа
жизни архиепископа
с
Луки
Войноисточникам
Ясенецкого.
и
Уметь:
Объяснить
информаци
слово «подвижник»,
и
«жертвенность»
и
употреблять их в
ОПК.
Кураев
Регулятивные
: Нравственноучиться работать эстетическое
по
оценивание
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е:
умение
слышать, слушать
и
понимать
партнера
Регулятивные
саморегуляция
: Сопоставлять
положительные и
отрицательные
Коммуникативны поступки людей,
е:
выражение делать выводы,
своих мыслей.
анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения
общечеловеческих
норм.
А.В.
Разнообразная
литература по
теме
урока
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 28 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 19 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
20
20.
21.
речи.
Различать
ценности,
ради
которых
люди
жертвуют
своим
временем, здоровьем,
даже
жизнью
Рассказать о герое
Заповеди
Работа
с Повторение и Знать: Что такое
блаженств.
«заповедь»,
текстом
- обобщение
полученных
«блаженство»,
что
поиск ответа
знаний.
делает христианина
на вопрос,
счастливым.
выразительн
Уметь: Объяснить,
ое чтение,
почему
христиане
словарная
благодарны Иисусу
работа
–
Христу. Читать текст
работа
с
Заповедей
понятиями
Блаженства с полным
пониманием.
Приводить примеры
исполнения
этих
заповедей
христианами.
Зачем творить Беседа,
Индивидуаль Знать: В чём, как и
добро?
комментиро ный опрос
почему
христиане
ванное
подражают Христу,
чтение,
чему
радуются
работа
с
святые
иллюстрати
Уметь: Нарисовать
вным
кресты
Иисуса
материалом
Христа,
апостолов
Петра и Андрея.
Правильно
употреблять в речи
слово
«смирение».
Объяснить
Регулятивные
саморегуляция
: Ценить
принимать
ценности.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
е:
умение и
готовность вести
диалог,
искать
решения,
оказывать
поддержку друг
другу.
Регулятивные
:
понимать
значение добра и
зла.
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации.
Коммуникативны
е:
умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения,
и Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 20 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Настроенность на
доброе поведение
и
добрые
взаимоотношения
с окружающими.
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 21 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
21
22.
23.
Чудо в жизни Беседа,
Выборочный
христианина.
комментиро опрос
ванное
чтение,
работа
с
иллюстрати
вным
материалом.
Православие
Божием суде.
в Работа
с Индивидуаль
текстом
- ный опрос
поиск ответа
на вопрос,
выразительн
ое чтение,
словарная
работа –
работа с
понятиями
выражение «Даром
приняли – даром
давайте».
Знать: В чём состоит
христианское учение
о Святой Троице. Что
такое христианские
добродетели и в чём
они проявляются
Уметь: Отличать на
иконе изображение
Святой
Троицы.
Объяснить связь слов
«вера» и «верность».
Рассказать,
какие
добродетели видит
учащийся в самом
себе
и
своих
одноклассниках
Знать: В чём состоит
представление
христиан о Божием
суде.
Почему
христиане верят в
бессмертие.
творению добра.
Уметь: Рассказать,
как вера в Божий суд
влияет на поступки
христиан.
Перечислить мотивы,
поощряющие
христиан к творению
добра.
оказывать
поддержку друг
другу.
Регулятивные
:
учиться работать
по
предложенному
учителем плану.
Коммуникативны
е:
выражение
своих мыслей.
Личностное
переживание,
ориентироваться в
нравственном
содержании и
смысле своих и
чужих поступков.
Регулятивные
: Личностное
учиться работать переживание
по
предложенному
учителем плану.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 22 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 23 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Коммуникативны
е:
умение
и
готовность вести
диалог,
искать
решения,
оказывать
22
24.
Таинство
Причастия
Самостояте
льная
работа
с
источникам
и
информаци
и,
подготовка
творческой
беседы
с
членами
семьи,
участие
в
учебном
диалоге.
25.
Монастырь
Работа
с Индивидуаль
текстом
- ный опрос
поиск ответа
на вопрос,
выразительн
ое чтение,
словарная
работа
–
работа
с
понятиями
поддержку друг
другу.
Знать: Что такое Регулятивные
: Ценить
и
Причастие, что такое саморегуляция
принимать
церковное Таинство.
ценности.
Что происходит в Познавательные:
храме
во
время поиск и отбор
Литургии.
необходимой
Уметь: Рассказать, информации
чем
отличается
история
Ветхого
Завета от истории
Нового. Объяснить,
как главная надежда
христиан связана с
Литургией.
Рассказать, в чём
главное назначение
Церкви.
Знать: Кто такой Регулятивные
: Настроенность на
монах, и почему учиться работать доброе пове дение
люди идут в монахи. по
и
добрые
Что
представляет предложенному
взаимоотношения
собой
монастырь. учителем плану.
с окружаю щими
Какие монастыри и
лавры существуют на Познавательные:
территории России.
поиск и отбор
Уметь: Объяснить, необходимой
что
приобретает информации
человек,
став
монахом, и от чего Коммуникативны
он
отказывается. е:
умение
Рассказать,
какие слышать, слушать
крупные и известные и
понимать
монастыри
партнера
действуют
на
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№
24.
Справочные
материалы для
общеобразовательных
учреждений.
Урок № 24.
Учебник ОПК.
А.В. Кураев
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 25.
Справочные
материалы
для общеобразовательных
учреждений.
Урок № 25.
Учебник ОПК.
23
26.
Отношение
Самостояте
христианина к льная
природе.
работа
с
источникам
и
информаци
и,
подготовка
творческой
беседы
с
членами
семьи,
участие
в
учебном
диалоге.
27.
Христианская
семья.
Работа
с
текстом
и
иллюстраци
ями - поиск
ответа
на
вопрос,
выразительн
ое чтение,
словарная
работа
–
работа
с
территории России.
Знать:
Какие
качества
делают
человека
«выше»
природы.
Какую
ответственность
несёт человек за
сохранение природы.
В чём проявляется
милосердное
отношение
к
животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог
на тему «Почему
человек
стал
оказывать
губительное
воздействие
на
природу?».
Рассказать о своём
домашнем питомце и
о том, как ребёнок
заботится о нём.
Беседа,
Знать:
Почему
контроль
заключение брака в
знаний в виде церкви
называется
теста.
«венчание».
Что
означает венец над
молодожёнами. Что
означает
обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать,
какие традиции есть
в
семье
обучающегося.
Взаимопровер
ка
знаний
ключевых
терминов
темы
А.В. Кураев
Регулятивные
саморегуляция
: Ориентироваться
в нравственном
содержании и
Коммуникативны смысле своих и
е:
выражение чужих поступков
своих мыслей.
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику.
Урок № 26.
Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Регулятивные:
саморегуляция
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№
27.
Справочные
материалы для
общеобра-
Осознание
себя
ответственным
членом
семьи,
Познавательные:
школы, общества
поиск и отбор и
Российского
необходимой
государства
информации
(российская
идентичность);
Коммуникативны
е:
умение
и
готовность вести
диалог,
искать
24
Объяснить,
какое
поведение
называется хамским.
Обсудить
вопрос:
«Позволяет
ли
совесть
бросать
постаревшего
или
заболевшего
супруга?»
Беседа,
Взаимопровер Знать:
Имена
и
комментиро ка
знаний подвиг
святых
ванное
ключевых
защитников Родины.
чтение,
терминов
Когда война бывает
работа
с темы
справедливой. Когда
иллюстрати
против
общих
вным
недругов
России
материалом.
вместе
сражались
разные народы.
Уметь: Объяснить,
какие
поступки
недопустимы даже на
войне.
Рассказать,
какие
слова
вдохновили
Пересвета и Ослябю
на
участие
в
Куликовской битве.
в Работа
Знать:
Главные
с Беседа,
ценности
для
текстом
и контроль
знаний
в
виде
человека,
к
какой
бы
иллюстраци
теста.
национальности
или
ями - поиск
религиозной
ответа
на
культуре он себя ни
вопрос
относил, – Родина,
семья,
жизнь,
культура.
понятиями;
анализ
иллюстраци
й по плану
28.
29.
Защита
Отечества.
Христианин
труде.
решения,
оказывать
поддержку
другу.
друг
Регулятивные
:
учиться работать
по
предложенному
учителем плану.
зовательных
учреждений.
Книга
для
учителя. Урок
№ 27. Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Знание
важнейших
страниц
священной
истории
Отечества,
Коммуникативны выдающихся имён
е:
выражение в истории России,
своих мыслей.
святынь
земли
Русской
и
знаменитых
памятников
православной
культуры России;
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 28.
Регулятивные
саморегуляция
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 29 Учебник
: нравственноэстетическое
оценивание.
Познавательные:
поиск и отбор
необходимой
информации
Коммуникативны
Учебник
ОПК. А.В.
Кураев
25
30.
31.
Любовь
уважение
Отечеству.
и Выразитель
к ное чтение,
Проект
«Традиции моей
семьи»
(региональный
компонент)
словарная
работа
–
работа
с
понятиями;
анализ
иллюстраци
й по плану
Беседа,
устный
рассказ на
тему
семьи
Выборочный
опрос
Уметь:
Объяснить
выражение «жизнь
положить за други
своя».
Рассказать,
какие дела может
совершать
человек
(даже ребёнок) на
благо других людей,
на
благо
своей
Родины
Знать:
Главные
ценности
для
человека, к какой бы
национальности или
религиозной
культуре он себя ни
относил, – Родина,
семья,
жизнь,
культура.
Уметь:
Искать
нужную
информацию,
систематизировать
её, сделать выводы
из
проведённого
исследования,
разработать
творческий проект.
Знать: Православные
традиции
региона,
соблюдаемые в семье.
Местночтимые
святые.
Уметь:
Искать
нужную
информацию,
е:
выражение
своих мыслей.
ОПК.
Кураев
Познавательные:
Оформлять свои
Осуществляют
мысли в устной и
поиск
письменной речи
необходимой
информации для
выполнения
заданий
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Электронное
приложение к
учебнику. Урок
№ 30 Учебник
ОПК.
А.В.
Кураев
Коммуникативны
е: сотрудничать в
совместном
решении задачи.
А.В.
Познавательные:
Оформлять свои
Осуществляют
мысли в устной и
поиск
письменной речи
необходимой
информации для
выполнения
заданий
26
32.
Подведение
итогов
второму
разделу.
Самостояте Фронтальній
ко льная
опрос
работа
с
источникам
и
инфор
мации
33.
Итоговая
презентация
творческих
проектов
учащихся.
Работа
над Беседа,
групповыми контроль
и
индиви знаний
дуальными
проектами,
защита твор
ческих про
ектов
учащимися,
рецензирова
ние и оце
нивание
творческих
работ одно
классников
систематизировать
её, сделать выводы
из
проведённого
исследования.
Знать: всесторонне
тему, по которой
готовит выступление
учащийся.
Уметь:
Владеть
красивой, грамотной
речью,
уметь
отвечать
на
поставленные
по
теме
выступления
вопросы,
аргументировать
и
отстаивать
свою
точку зрения.
Знать: всесторонне
тему, по которой
готовит выступление
учащийся.
Как
готовится
творческий проект.
Какие
виды
творческих проектов
существуют.
Уметь:
Владеть
красивой, грамотной
речью,
уметь
отвечать
на
поставленные
по
теме
выступления
вопросы,
аргументировать
и
отстаивать
свою
Коммуникативны
е: сотрудничать в
совместном
решении задачи
Коммуникативны Умение излагать
е:
свое мнение
Участвуют
в
диспутах и учатся
слушать
собеседника
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».
Коммуникативны Умение излагать
е:
свое мнение
Участвуют
в
диспутах и учатся
слушать
собеседника
27
34.
Представление
результатов
проекта
«Православие в
моей семье»
Работа
над Беседа,
групповыми контроль
и
индиви знаний
дуальными
проектами,
защита твор
ческих про
ектов
учащимися,
рецензирова
ние и оце
нивание
творческих
работ одно
классников
точку зрения.
Знать: всесторонне
тему, по которой
готовит выступление
учащийся.
Уметь:
Грамотно
презентовать
свой
творческий проект.
Владеть
красивой,
грамотной
речью,
уметь отвечать на
вопросы..
Коммуникативны Умение излагать
е:
свое мнение
Участвуют
в
диспутах и учатся
слушать
собеседника
28
29