ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету "Окружающий
мир" адресована обучающимся муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа п. Попов Порог.
Программа составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
3.Начальной образовательной программы начального общего образования МКОУ ООШ п.
Попов Порог;
4.Учебного плана начальной общеобразовательной программы начального общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
5.Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программа, учебники.):
1. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А. Плешакова.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс: В 2 частях.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник: 2 класс: В 2 частях.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник: 3 класс. В 2 частях.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник: 4 класс: В 2 частях.
Год
обучения
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Кол-во часов в Кол-во учебных Всего часов за учебный год
неделю
недель
2
33
66
2
34
68
2
34
68
2
34
68
270 часов
Срок реализации программы 4 года.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. Основу начального курса составляют
представления о тесных связях между познанием природы и социальной жизни, осознание
необходимости выполнения правил поведения. Особое значение изучения этой образовательной
области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную
среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе формирование целостной
картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания
и эмоционально – целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира; (наблюдения, эксперимент,
моделирование, и измерение и др.)
• социализация ребёнка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
обобщение и др.)
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности)
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
•
•
•
•
•
•
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,
отбор необходимой информации её систематизации и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные
признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи; классифицировать, устанавливать
взаимосвязи, и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и
прогнозировать их;
формирование работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего
продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное
воспитание учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Обеспечиваются условия для достижения
метапредметных и предметных результатов.
обучающимися
следующих
личностных,
Личностные результаты
1. Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощинародов;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересовОтечества, ответственности за будущее России;
- развитие уважения к таким символам государства Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию
русскогонарода; осознание себя носителем этого языка.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности ксознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам сограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетического воспитания:
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию;
2
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировымпроизведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного,
ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая
обучение ивыполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимыересурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственныхинформационных объектов и др.).
7.Экологического воспитания:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствамРоссии и мира.
8. Ценности научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку
научно- технического творчества детей.
Метапредметные результаты
*Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность,
направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и
внутренней жизни человека;
*умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать
нормы информационной избирательности этики и этикета;
*освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа(класс, школа, семья, учреждения культур *способность работать с
моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты
* усвоение первоначальных сведений о сущности особенностях объектов, процессов и
явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
*сформированность целостного, социально- ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
*владение базовым, понятийным аппаратом, доступным для осознания младшим
школьником) необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и
социально-гуманитарных дисциплин;
*умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать,
ставить опыты, получать информацию из семейных архивов от окружающих людей в открытом
информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности
природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры,
истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
*владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в
окружающем мире природы и социума;
3
*овладения основами экологической грамотности элементарными правилами нравственного
поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
*понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии
России; в её современной жизни, понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края ,
в истории и культуре России;
*понимание особой роли России в мировой истории и культуре; знание примеров
национальных свершений, открытий, побед.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего
образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами
практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в
мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного
природнои культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе
в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру,
микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по
результатам наблюдений и опытов;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и
электроэнергии) и природной среде;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;
осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях;
4
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию,
на карте России Москву, свой регион и его главный город;
-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами,
конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и
верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа
сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о
человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума,
этноса, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде;
-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о
распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего
состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как
модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на
глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их
особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён
года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика
на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—З примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. деревья, кустарники, травы. дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва,
растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища
и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы
6
посредством практической деятельности. Народный календарь (приме- ты, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на
примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки,
их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. духовно-нравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается
и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в куль туру
человечества традиций й религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир
человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье
и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых,
больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа, историй семьи. духовно-нравственные ценности в семейной
культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка
великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив,
совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при
пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий:
Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно- нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно- нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, день
защитника Отечества, 8 Марта, день весны и труда, День Победы, день России, день защиты детей,
день народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты
общественному празднику.
7
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыми Москвы — святыми России. достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1
— Медный всадник, раз- водные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по
выбору). Святыми городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного
края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и
культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с З— 4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название,
расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и Здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и
отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение
и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в
разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ.
1 класс - 66 часов (33 н./2 ч)
№
п/
п
Всего
часов
Основные направления
воспитательной
деятельности
Задавайте вопросы
1
Что и кто?
20
1,6
Урок о подготовки детей в
условиях экстремальных и
опасных условиях.
1,2,3,4,5,6,7,8
Проект «Моя малая
Наименование разделов и тем
1
2
8
3
Как, откуда и куда?
12
Где и когда?
11
Почему и зачем?
Итого:
22
66
4
5
Родина»,
Практикум «Безопасный
путь домой»,
Рисунки, где мы живём.
1,3,4,6,7
Проект «Моя семья»,
ПДД- закон жизни,
Акция «Помоги птицам
зимой».
1,2,3,6
Проект «Мой класс и моя
школа»,
Безопасные дороги для
детей,
День космонавтики.
1,2,3,5,6,7
Проект «Мои домашние
питомцы»,
Конкурс «Умный
пешеход»,
Инструктаж «Безопасные
каникулы»
2 класс - 68 часов (34 н./2 ч)
№
п/
п
Всего
часов
Основные направления
воспитательной
деятельности
Где мы живем?
4
Природа
20
Жизнь города и села
10
Здоровье и безопасность
9
1,2,3,6
Урок о подготовки детей в
условиях экстремальных и
опасных условиях,
Задания по экологии.
1,3,6,7
Безопасные дороги для
детей,
Викторина «Твои права и
обязанности»,
Проект «Красная книга, или
возьмём под защиту»
1,2,3,4,6,7,8
Проект «Профессии»,
Игра «Азбука природы»,
Акция «Помоги птицам
зимой».
1,2,3,5,6
ЗОЖ,
Игровая программа
«Калейдоскоп»
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
9
5
Обобщение
7
Путешествия
Итого:
18
68
6
1,2,3,4,5,6,7,8
Проект «Родословная»,
День космонавтики.
1,2,3,4,6
Проект «Города России»,
«Страны мира»,
Конкурс ПДД «Умный
пешеход»,
Инструктажи «Безопасные
каникулы».
3 класс - 68 часов (34 н./2 ч)
№
п/
п
Всего
часов
Основные направления
воспитательной
деятельности
Как устроен мир
6
Эта удивительная природа
18
Мы и наше здоровье
10
Наша безопасность
7
Чему учит экономика
12
Путешествия по городам и странам
Итого:
15
68
1,2,3,4,5,6,7,8
Неделя безопасности
движения,
Проект «Богатство,
отданное людям».
12,3,4,6,7,8
Проект «Разнообразие
родного края»,
Конкурс рисунков «Я и мой
питомец».
4,5,6,7
Безопасные дороги,
Праздник «Прощай, осень»,
Проект «Школа
кулинаров».
3,5,7,8
Проект «Кто нас
защищает».
2,3,6,7,8
Проект «Экономика
родного края»,
Задания олимпиады
1,2,3,4,7,8
Проект «Музей
путешествий»,
День космонавтики,
Инструктаж «Безопасные
каникулы».
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
10
4 класс - 68 часов (34 н./2 ч)
№
п/
п
Всего
часов
Основные направления
воспитательной
деятельности
Земля и человечество
9
Природа России
10
Родной край - часть большой страны
15
Страницы всемирной истории
5
Страницы истории России
20
Современная Россия
Итого:
9
68
1,2,3,4,6,7
Неделя безопасности
движения,
Викторина «Твои права и
обязанности».
3,4,6,7
Проект «Путешествуем без
опасности»,
Безопасные дороги.
1,2,3,4,6,7,8
Конкурс «Интересные
факты о Карелии»,
Праздник осени,
Проект «Красная книга
нашего края».
1,2,3,4
Задания по экологии
Проект «Путешествуем по
городам мира».
1,2,3,4,6,8
Масленица,
День космонавтики,
конкурс «Умный пешеход»,
Проект на выбор
1,2,3,4,5,6,7,8
Мероприятие по ВОВ,
Инструктажи «Безопасные
каникулы».
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
11