СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста
произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее
четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и
различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок:
последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества
(отношение к природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее
представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его
основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но
разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не
менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А.
Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д.
Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка
поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием
произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба,
забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических
произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С.
Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А.
Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема
поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа;
Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает
поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к
Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации
при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп,
сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка,
загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности
разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки —
средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление
народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные
— герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и
животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды
текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя:
описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями
произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых
произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных
произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д.
Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-
этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери
к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх
произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном
проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в
произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что
книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы
ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в
библиотеке.
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх
стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А.
Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе.
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному
краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей
произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на
произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И.
Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора
(потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные
фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их
роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц.
Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные
песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка
— выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности
сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных:
сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и
языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие
присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов
России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена
года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти
авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года).
Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение,
которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика
на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере
пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и
музыкальных произведениях
(например,
произведения
П. И. Чайковского, А.
Вивальди и др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении
(расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н.
Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского,
В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба,
терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой
произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка
поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие»
сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских
сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка
«Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка
«Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях
зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы.
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни,
загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти
авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. МаминаСибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В.
Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов
животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и
прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и
научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и
животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и
забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни
(на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как
нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами,
анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в
творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение
нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание,
уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье.
Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К.
Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности
построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в
произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания
произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление,
аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические
картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений
литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине,
сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи,
нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков.
Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине,
гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка
произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине.
Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм,
логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора
(пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору).
Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика,
нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной
речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений.
Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных
правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности
сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные
помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины
В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич).
Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание
картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный
песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин:
язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где
жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как
героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие
слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин
как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические
произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору,
например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения,
структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения
сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть
свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский
баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности
языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические
произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в
произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А.
Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства,
вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях
лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение
Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение
средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства
(тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого:
сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование:
связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция):
начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные
виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текстаописания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг
чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М.
Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с
животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее
четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа:
тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание
интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские
судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой
художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и
характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы
крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов).
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных
качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические
произведения. Комичность
как
основа
сюжета.
Герой
юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического
содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух
произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору):
литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж.
Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о
животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я.
Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура
(работа
с
детской
книгой и справочной
литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание
важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата
издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного
читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на
Руси, знакомство с рукописными книгами.
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по
выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т.
Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и
др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на
примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы
истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия
Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной
идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны
в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К.
Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с
песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура
(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный,
обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления
художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение,
сравнение,
классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о
животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных
народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины —
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники,
язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг
чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого,
С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в
басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как
элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора
в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору).
Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П.
Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной:
народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,
особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и
писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф.
И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт,
М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности
в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический
жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании
рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».
Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных,
защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх
авторов): на примере произведений А. И.
Куприна, В. П. Астафьева, К. Г.
Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх
авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и
др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения
главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение
литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического
произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские
ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского,
Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства
выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические
произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А.
Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж.
Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура
(работа
с
детской
книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и
способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в
книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочноиллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана
обеспечить достижение личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
•
•
•
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
•
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
•
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
•
•
Эстетическое воспитание:
•
•
•
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных
видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
•
•
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
•
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
•
•
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
•
•
•
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
•
•
•
•
•
•
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
•
•
•
•
•
•
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
•
•
•
•
•
•
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
•
•
•
•
•
•
•
•
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
•
•
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
•
•
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
•
•
•
•
•
•
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
•
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития,
находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта разных народов;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами,
читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30
слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы
по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении,
характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на
вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные
литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный
план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по
заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3
предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному
алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
2 КЛАСС
•
•
•
•
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с
учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в
контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения,
составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать
взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать
жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя,
от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5
предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям,
предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
3 КЛАСС
•
•
•
•
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным
текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов
России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать
тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения,
выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между
поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение
автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства
изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные
литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие
эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного
текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение
прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
•
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.
4 КЛАСС
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к
познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров
литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное
отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать
причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
•
•
•
•
•
•
•
•
•
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика,
эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного
текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от
третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему,
используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать
собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени
одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10
предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п
/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
вс
ег
о
контро
льные
работы
практич
еские
работы
Дата
изуч
ения
Виды деятельности
Виды,
формы
контро
ля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Воспитательный
компонент на
раздел
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.
1.
Понимание
текста при его
прослушивании
и при
самостоятельном
чтении вслух
Итого по разделу:
5
5
0
5
Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по
опорным словам; Учебный диалог по результатам
совместного составления рассказов, объяснение уместности
или неуместности использования тех или иных речевых
средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование
своей точки зрения;
Слушание текста, понимание текста при его прослушивании;
Практич
еская
работа;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении,
идёт перестановка слов в предложении, прочтение
получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в
предложении и обозначение каждого слова полоской;
Устный
опрос;
Практич
еская
работа;
https://resh.edu.ru
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
Знакомство –
экскурсия
«Библиотека – наш
книжный дом»
0
Раздел 2. Слово и предложение
2.
1.
Различение слова
и предложения.
Работа с
предложением:
выделение слов,
изменение их
порядка,
распространение
предложения.
1
2.
2.
Различение слова и
обозначаемого им
предмета.
Восприятие слова
как объекта
изучения,
материала для
анализа.
1
0
0
1
1
Международный день
распространения
грамотности «Жить на
свете без грамотным
трудно»
2.
3.
Наблюдение над
значением слова.
Активизация и
расширение
словарного
запаса.
Включение слов
в предложение.
2
0
2
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка
предложений, содержащих смысловые и грамматические
ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что
можно сделать со словом, называющим этот предмет?»,
участие в диалоге помогает первоклассникам начать
различать слово и обозначаемый им предмет;
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
2.
4.
Осознание
единства
звукового
состава слова и
его значения
1
0
1
Работа с моделью предложения: изменение
предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка
предложений, содержащих смысловые и грамматические
ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что
можно сделать со словом, называющим этот предмет?»,
участие в диалоге помогает первоклассникам начать
различать слово и обозначаемый им предмет;
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
Раздел 3. Чтение. Графика.
5
0
3.
1.
Формирование
навыка
слогового
чтения
(ориентация на
букву,
обозначающую
гласный звук).
4
0
4
Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать
слоги с изменением буквы гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в
названии которой есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками,
на которых изображены соответствующие предметы;
Работа в парах: соединение начала и конца предложения из
нескольких предложенных вариантов;
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
3.
2.
Плавное слоговое
чтение и чтение
целыми словами
со скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу.
4
0
4
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками,
на которых изображены соответствующие предметы;
Работа в парах: соединение начала и конца предложения из
нескольких предложенных вариантов;
Игровое упражнение «Заверши предложение»,
отрабатывается умение завершать прочитанные
незаконченные предло жения с опорой на общий смысл
предложения; Подбирать пропущенные в предложении
слова, ориентируясь на смысл предложения;
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
3.
3.
Осознанное
чтение слов,
словосочетаний,
предложений.
Чтение с
интонациями и
паузами в
соответствии со
знаками
препинания.
4
0
4
Совместная работа: чтение предложений и небольших
текстов с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания после предварительного обсуждения
того, на что нужно обратить внимание при чтении;
Рассказ учителя о важности двух видов чтения:
орфографического и орфоэпического, о целях этих двух
видов чтения;
Практическая работа: овладение
орфоэпическим чтением; Работа в парах:
тренировка в выразительном чтении;
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
3.
4.
Развитие
осознанности и
выразительности
чтения на
материале
небольших
текстов и
стихотворений.
4
0
4
Работа в парах: соединение начала и конца предложения из
нескольких предложенных вариантов;
Игровое упражнение «Заверши предложение»,
отрабатывается умение завершать прочитанные
незаконченные предло жения с опорой на общий смысл
предложения; Подбирать пропущенные в предложении
слова, ориентируясь на смысл предложения;
Упражнение: соотносить прочитанные предложения с
нужным рисунком, который передаёт содержание
предложения;
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному
тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте
информацию;
Творческая работа: дорисовывание картинки в
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
соответствии с прочитанным (отрабатывается умение
осознавать смысл прочитанного предложения/текста);
Совместная работа: чтение предложений и небольших
текстов с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания после предварительного обсуждения
того, на что нужно обратить внимание при чтении;
Рассказ учителя о важности двух видов чтения:
орфографического и орфоэпического, о целях этих двух
видов чтения;
3.
5.
Знакомство с
орфоэпическим
чтением (при
переходе к
чтению целыми
словами).
4
0
4
Упражнение: соотносить прочитанные предложения с
нужным рисунком, который передаёт содержание
предложения;
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному
тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте
информацию;
Творческая работа: дорисовывание картинки в
соответствии с прочитанным (отрабатывается умение
осознавать смысл прочитанного предложения/текста);
Совместная работа: чтение предложений и небольших
текстов с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания после предварительного обсуждения
того, на что нужно обратить внимание при чтении;
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
3
.
6
.
Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как средство
самоконтроля при
письме под
диктовку и при
списывании.
4
0
4
Практическая работа: овладение
орфоэпическим чтением; Работа в парах:
тренировка в выразительном чтении;
Зачет;
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
3
.
7
.
Звук и буква.
Буква как знак
звука. Различение
звука и буквы.
4
0
4
Игровое упражнение «Найди нужную букву»
(отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую
ему букву);
Совместная работа: объяснение функции букв,
обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы
гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие
близкие по акустико- артикуляционным признакам
согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] —
[ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие
оптическое и кинетическое
сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и
т. д.);
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оценоч
ного
листа»;
Устный
опрос ;
https://resh.edu.ru
3
.
8
.
Буквы,
обозначающие
гласные звуки.
Буквы,
обозначающие
согласные звуки.
8
0
8
Совместная работа: объяснение функции букв,
обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы
гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие
близкие по акустико- артикуляционным признакам
согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] —
[ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие
оптическое и кинетическое
сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д
и т. д.); Дифференцированное задание: группировка слов в
зависимости от способа обозначения звука [й’];
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
3
.
9
.
Овладение
слоговым
принципом
русской
графики.
4
Игровое упражнение «Найди нужную букву»
(отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую
ему букву);
Совместная работа: объяснение функции букв,
обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы
гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
0
4
Выставка книг
«Неизвестное станет
известным»
https://resh.edu.ru
близкие по акустико- артикуляционным признакам
согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] —
[ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие
оптическое и кинетическое
сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и
т. д.);
3
.
1
0
.
Буквы гласных
как показатель
твёрдости —
мягкости
согласных звуков.
6
3
.
1
1
.
Функции букв,
обозначающих
гласный звук в
открытом слоге:
обозначение
гласного звука и
указание на
твёрдость или
мягкость
предшествующего
согласного.
6
0
1
6
6
Игровое упражнение «Повтори
фрагмент алфавита»; Играсоревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова
по алфавиту»; Работа в парах: нахождение ошибок в
упорядочивании слов по алфавиту;
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оценоч
ного
листа»;
Устный
опрос.
Совместная работа: объяснение функции букв,
обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы
гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие
близкие по акустико- артикуляционным признакам
согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] —
[ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие
оптическое и кинетическое
сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д
и т. д.); Дифференцированное задание: группировка слов в
зависимости от способа обозначения звука [й’];
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
Урок «Права
человека»
https://resh.edu.ru
3
.
1
2
.
Функции букв е, ё,
ю, я.
4
0
4
Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?»,
объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ;
Рассказ учителя об истории русского алфавита, о
значении алфавита для систематизации информации, о
важности знания последовательности букв в русском
алфавите;
Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
Зачет;
Практи
ческая
работа;
https://resh.edu.ru
3
.
1
3
.
Мягкий знак как
показатель
мягкости
предшествующего
согласного звука в
конце слова.
Разные способы
обозначения
буквами звука [й’].
5
1
4
Дифференцированное задание: группировка слов в
зависимости от способа обозначения звука [й’];
Диктант;
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оцено
чного
листа»;
https://resh.edu.ru
3
.
1
4
.
Функция букв ь и
ъ.
4
0
4
Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?»,
объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ;
Рассказ учителя об истории русского алфавита, о
значении алфавита для систематизации информации, о
важности знания последовательности букв в русском
алфавите;
Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
3
.
1
5
.
Знакомство с
русским
алфавитом как
последовательнос
тью букв
5
1
4
Игровое упражнение «Повтори
фрагмент алфавита»; Играсоревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова
по алфавиту»; Работа в парах: нахождение ошибок в
упорядочивании слов по алфавиту;
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оценоч
ного
листа»;
Практич
еская
работа.
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на
примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот
и лиса», «Жихарка», «Лисичка- сестричка и волк» и
литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница»,
Практич
еская
работа;
Тестиро
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
70
Праздник «Прощай,
Азбука»
2
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1
.
1
.
Сказка народная
(фольклорная) и
литературная
(авторская)
6
0
6
Правила дорожного
движения – закон
жизни
1
.
2
.
Произведения о
детях и для детей
9
0
9
«Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка»,
В. Г. Сутеев «Палочка- выручалочка»);
Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема
сказки, кто её герои, что произошло (что происходило) в
сказке;
Задание на формулирование предложений с использованием
вопросительного слова с учётом фактического содержания
текста (где? как? когда? почему?);
вание;
Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о
детях (использовать слоговое плавное чтение с переходомна
чтение словами без пропусков и перестановок букв и
слогов);
Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д.
Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не
делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Г. Сутеев
«Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное»,
«Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три
товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я —
лишний», Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И.
Ермолаев «Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет»;
Беседа по выявлению понимания прочитанного
произведения: ответы на вопросы о впечатлении от
произведения, определение темы (о детях) и главной мысли
произведения, анализ заголовка;
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оценоч
ного
листа»;
Устный
опрос.
Практич
еская
работа;
https://resh.edu.ru
Выставка книг о детях
1.
3.
Произведения
о родной
природе
6
1
0
Слушание и чтение поэтических описаний картин природы
(пейзажной лирики); Беседа по выявлению понимания
настроения, переданного автором (радость, грусть,
удивление и др.), определение темы стихотворных
произведений (трёх-четырёх по выбору);
Работа с текстом произведения: различение на слух
стихотворного и нестихотворного текста, определение
особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова
(рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые
определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать»
в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот
ледохода»);
Анализ стихотворного текста, составление интонационного
рисунка с опорой на знаки препинания;
Выразительное чтение стихотворений с опорой на
интонационный рисунок;
Практич
еская
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
1.
4.
Устное народное
творчество
— малые
фольклорные
жанры
4
0
4
Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное
чтение с переходом на чтение словами без пропусков и
перестановок букв и слогов), соблюдение норм
произношения, расстановка ударений при выразительном
чтении;
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов,
помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать
его (не менее шести произведений); Учебный диалог:
объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием
произведения;
Разыгрывание в совместной деятельности небольших
диалогов с учётом поставленной цели (организация начала
игры, веселить, потешать); Драматизация потешек;
Игра «Вспомни и назови»: определение жанров
прослушанных и прочитанных произведений: потешка,
загадка, сказка, рассказ, стихотворение;
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оценоч
ного
листа»;
Практич
еская
работа.
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.
5.
Произведения о
братьях наших
меньших
7
1
6
Самостоятельное чтение произведений о животных,
различение прозаического и стихотворного текстов.
Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная
птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на
ниточке», В. Д. Берестов
«Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок»,
«Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку»,
«Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте
дружить»;
Учебный диалог по обсуждению прочитанного
произведения: определение темы и главной мысли,
осознание нравственно-этического содержания
произведения (любовь и забота о братьях наших меньших,
бережное отношение к природе); Работа с текстом:
нахождение в тексте слов, характеризующих героя
(внешность, поступки) в произведениях разных авторов
(трёх-четырёх по выбору). Например, Н. И. Сладков «Лисица
и Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал», Б В
Заходер «Ёжик», Е. И. Чарушин «Томка», «Томка и корова»,
«Томкины сны»; Упражнение на восстановление
последовательности событий в произведении: чтение по
частям, придумывание заголовка к каждой части,
составление плана (под руководством учителя);
Самооцен
ка с
использо
ванием
«Оценоч
ного
листа»;
Устный
опрос.
Практич
еская
работа;
https://resh.edu.ru
1.
6.
Произведения о
маме
3
0
1
Беседа по выявлению понимания
прослушанного/прочитанного произведения, ответы на
вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи
произведения: любовь к своей семье, родным, Родине —
самое дорогое и важное чувство в жизни человека.
Например, слушание и чтение произведений П. Н.
Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского
«Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое
первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В.
Д. Берестова
«Любили тебя без особых причин…», Г. П. Виеру
«Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова
«Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее
одного автора);
Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых
слов, определяющих главную мысль произведения,
объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с
использованием словаря;
Практи
ческая
работа;
Тестиро
вание;
https://resh.edu.ru
1.
7.
Фольклорные и
авторские
произведения о
чудесах
и
фантазии
4
2
2
Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов,
которые определяют необычность, сказочность событий
произведения, нахождение созвучных слов (рифм),
наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление
интонационного рисунка с опорой на знаки препинания,
объяснение значения слова с использованием словаря;
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь»,
передача своих впечатлений от прочитанного
произведения в высказывании (не менее 3
предложений) или в рисунке;
Самооце
нка с
использо
ванием
«Оцено
чного
листа»;
Устный
опрос.
Практич
еская
работа;
https://resh.edu.ru
1.
8.
Библиографичес
кая культура
(работа с детской
книгой)
1
1
0
Поиск необходимой информации в словарях и справочниках
об авторах изученных произведений;
Рассказ о своих любимых книгах по
предложенному алгоритму; Рекомендации по
летнему чтению, оформление дневника читателя;
Самооце
нка с
использо
ванием
«Оцено
https://resh.edu.ru
чного
листа»;
Практи
ческая
работа;
Итого по разделу:
40
Резервное время
12
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
132
7
105
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2
частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
2 КЛАСС
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2
частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ;
3 КЛАСС
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2
частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ;
4 КЛАСС
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2
частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В,Голованова, Литературное чтение. 1
класс:Учебник
Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion
2. https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска, ноутбук, проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная доска, ноутбук, проектор.