Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету "Русский
язык" адресована обучающимся муниципального казенного общеобразовательного
учреждения основная общеобразовательная школа п. Попов Порог. Программа составлена на
основе:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря
2014 г. № 1643).
3.Начальной образовательной программы начального общего образования МКОУ
ООШ п. Попов Порог;
4.Учебного плана начальной общеобразовательной программы начального общего
образования МКОУ ООШ п. Попов Порог;
5.Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программа, учебники.):
1. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А.
Плешакова.
2. Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Пропись. 1 класс. В 4 частях
3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс
4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 3 класс. В 2 ч.
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Кол-во часов в Кол-во учебных Всего часов за учебный год
неделю
недель
5
33
165
5
34
170
5
34
170
5
34
170
675 часов
В 1 классе — 165 часов: из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения
письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка;
Год
обучения
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Срок реализации 4 года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
При получении начального общего образования в ходе освоения программы «Русский
язык» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1

Личностные результаты
1. Гражданского воспитания:

- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощинародов;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности.
2. Патриотического воспитания:

- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересовОтечества, ответственности за будущее России;
- развитие уважения к таким символам государства Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русскогонарода; осознание себя носителем этого языка.
3. Духовно-нравственного воспитания:

- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности ксознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам сограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4. Эстетического воспитания:

- приобщение к уникальному российскому культурному наследию;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировымпроизведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни.
6. Трудового воспитания:
- воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение ивыполнение домашних обязанностей;
2

- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимыересурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственныхинформационных объектов и др.).
7.Экологического воспитания:
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствамРоссии и мира.
8. Ценности научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно- технического творчества детей.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, организации и
передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, анализировать звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио- и
графическим сопровождением.
- Овладение начальным уровнем культуры пользования словарями.
— Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
— Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
3

— Осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
— Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
— Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
— Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
— Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов.
— Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
— Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
— Формирование умений опознавать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения курса русского языка при получении начального общего
образования обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого
общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное
эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их
грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего
процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформирован
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и
способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной
деятельности при продолжении изучения курса русского языка для получения общего
образования следующего уровня.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
-различать звуки и буквы;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико - графический
(звуко­буквенный) разбор слова с помощью учителя по предложенному алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико­графического (звуко­буквенного) разбора
слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
4

-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
-определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж,
склонение;
-определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
-определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
-проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы
и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
-различать предложение, словосочетание, слово;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
-классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
5

-различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
-применять правила правописания (в объёме содержания курса);
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
-писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определённой орфограммой;
-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
-оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии
с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и
прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, репродукций картин художников и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа
в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
7

письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых, звонких и глухих
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости, по звонкостиглухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный —
согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое ударение в
предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление
соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление
о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и
приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием
согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
8

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение
имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение
существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му
склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени
прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение
и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в
речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по
временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов
(практически). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства
и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и
сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи
(при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого
предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в
конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
9

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа
(читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные
знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение,), в том числе при обращении с
помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным
текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно
составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения;
сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ.
1 КЛАСС - "РУССКИЙ ЯЗЫК" – 165 Ч (33 н/5 ч)
№
п/
п

Всего
часов

Основные направления
воспитательной
деятельности

Добукварный период

23

2

Букварный период
Итого:

92
115

2, 3, 4
«Урок патриотизма»
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8
Урок к букве М (рассказ о
маме)
«Прощай, Азбука»

3

Наша речь
Текст, предложение, диалог
Слова, слова, слова...
Слово и слог. Ударение.

Наименование разделов и тем
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

1

4
5
6
7

2
3
4
6

2,4,6
Составление текстов по
сказкам,
Головоломки.

Звуки и буквы.

34

Итоговое повторение.
Итого:

1
50

1,2,3,4,6,7,8
Проекты «Скороговорки»,
«Сказочная страничка».
Урок – турнир смекалистых.
1,2,3,4,5,6
Урок – путешествие «Что
мы знаем о русском языке»

8

2 КЛАСС - "РУССКИЙ ЯЗЫК" - 170 Ч (34н/5ч)
№
п/
п
1

Всего
часов

Основные направления
воспитательной
деятельности

Наша речь

3

Текст

4

Предложение

12

Слова, слова, слова...

18

Звуки и буквы

59

1,2,3,4,5,6,7,8
Игра «Собеседники»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок «Помощник – русский
язык»
1,2,3,5,6,7,8
Задания из олимпиады.
1,2,3,4,6,7,8
Урок – путешествие «Слова,
слова….»
1,2,3,4,5,6,7,8
Проект «И в шутку и
всерьёз»,
Проект «Пишем письмо»,
Проект «Рифма»

Наименование разделов и тем

2

3
4

5

11

6

Части речи

58

Повторение
Итого:

16
170

7

1,2,3,4,5,6,7,8
Открытка – поздравления
маме, папе.
Урок – игра «Обобщение»
Проект «В словари – за
частями речи»
1,2,3,4,5,6,7,8
Урок-обобщение «В стране
русского языка»

3 КЛАСС - "РУССКИЙ ЯЗЫК" - 170 Ч (34н/5ч)
№
п/
п
1

Всего
часов

Основные направления
воспитательной
деятельности

Язык и речь

2

Предложение. Словосочетание

14

Слово в языке и речи

19

2,3,4
Урок «Слово в языке и речи»
2,3,4,6,7,8
Урок - обобщение
2,3,4,5,6,7,8
Проект «Рассказ о слове»
1,2,3,4,6,7
КВН по русскому языку

Состав слова

16

Наименование разделов и тем

2
3
4

5
Правописание частей слова

29

Части речи

76

Повторение

14

Итого:

170

6

7

1,2,3,4,6,7
Проект «Семья Слов»,
Проект «Составляем
орфографический словарь»
1,2,3,4,6,7,8
Игра «Крестики - нолики»
Проект «Зимняя страничка»,
Проект «Имена
прилагательные в загадках»
1,2,3,4,6
КВН «Знатоки русского
языка»

4 КЛАСС - "РУССКИЙ ЯЗЫК" - 170 Ч (34н/5ч)
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
Повторение

Всего
часов

Основные направления
воспитательной
деятельности

11

1,2,3,6,8
Урок - повторения
12

2

Предложение

9

Слово в языке и речи

19

Имя существительное

41

Имя прилагательное

31

Личные местоимения

9

Глагол

32

Повторение
Итого:

18
170

3

4

5

6

7

8

1,2,3,4,6,8
Урок «Помощник - русский
язык»
Проект «Похвальное слово
знакам препинания»
1,2,3,4,6,8
Урок – квест «Слова в
русском языке»
1,2,3,4,6,8
КВН по русскому языку
Проект «Говорите
правильно!»
1,2,3,4,6,7,8
Проект «Имена
прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина»
1,2,3,4,6,8
Урок – обобщение.
Открытка маме.
1,2,3,4,6,8
Проект «Пословицы и
поговорки»
1,2,4,6,8
Урок «Знатоки русского
языка»

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».