СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение
над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных
ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение
места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в
слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики.
Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е,
ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце
слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное
чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое
чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.Начертание
письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение
гласных
после
шипящих
в
сочетаниях жи, ши (в
положении
под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных
(имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки
препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные
ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие
[ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных
звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового
и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства:
пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их
последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака
предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над
сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых
вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из
набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
•
•
•
•
•
•
•
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях
людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира.
Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных
и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме
твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и
гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости —
мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при
стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная
строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за
использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог.
Отличие
предлогов
от
приставок.
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как
единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за
выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на
строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении
под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при
проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие
умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный;
функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме
разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение
звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения
практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова
(ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные
слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части
слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по
падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам,
числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи
между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами
предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
•
•
•
•
•
•
•
•
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать
и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений
в
тексте
с
помощью
личных
местоимений,
синонимов,
союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи
фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав
неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье
типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин,
-ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые
имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения
(повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного
числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение,
вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение
(повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные
и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными
членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния
терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование
орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
•
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
•
безударные личные окончания глаголов;
•
•
•
•
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и,
а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование
текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск
информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на
основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана
обеспечить достижение личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
•
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
•
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
•
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
•
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
•
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
•
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
•
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
•
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
•
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
•
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
•
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
•
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
•
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
•
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
•
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
•
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира);
•
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
•
•
•
•
•
•
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
•
•
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
•
•
•
•
•
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
•
•
•
•
•
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
руются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
•
•
•
•
•
обучающегося
форми-
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
•
•
•
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы,
о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
руются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
•
•
у
обучающегося
форми-
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
•
•
•
•
•
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
•
•
•
•
•
•
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’]
и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);
определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце
слова;
правильно называть буквы русского алфавита;
использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения
небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные
буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных);
перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу,
щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5
слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и
пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по
звонкости/глухости;
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить
слово на слоги;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов
(без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?»;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в
корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами
существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1—2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой
на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми
согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния
термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам,
числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён
существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»;
определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые
согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации
устно и письменно (1—2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм
речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений
их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные
понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова
по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять
схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного)
по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число,
падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число,
род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и
будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части
речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения
без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные
предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные
окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в
форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах
на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать
устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном
носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Воспитат Виды деятельности
всего контроль практич ельный
компонен
ные
еские
работы
работы т на
раздел
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений
2
0
0
Урок - Работа с серией сюжетных картинок,
Устный
патриотиз выстроенных в правильной
опрос;
ма
последовательности: анализ
изображённых событий, обсуждение
сюжета, составление устного рассказа с
опорой на картинки; Работа с серией
сюжетных картинок с нарушенной
последовательностью, анализ
изображённых событий, установление
правильной последовательности
событий, объяснение ошибки
художника, внесение изменений в
последовательность картинок,
составление устного рассказа по
восстановленной серии картинок;
Совместная работа по составлению
небольших рассказов
повествовательного характера
Самостоятельная работа: составление
короткого рассказа по опорным словам;
Учебный диалог по результатам
совместного составления рассказов,
объяснение. Слушание текста,
понимание текста при его
прослушивании;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
Раздел 2. Фонетика
2
2.1.
Звуки речи. Интонационное выделение
звука в слове. Определение частотного
звука в стихотворении.
Называние слов с заданным звуком.
Дифференциация близких по акустикоартикуляционным признакам звуков
5
0
0
Междунар
одный
день
грамотнос
ти
Игровое упражнение «Скажи так, как
я»(отрабатывается умение
воспроизводить заданный учителем
образец интонационного выделения
звука в слове);
Игровое упражнение «Есть ли в слове
заданный звук?»
Игра-соревнование «Кто запомнит
больше слов с заданным звуком при
прослушивании стихотворения»;
Упражнение: подбор слов с заданным
звуком;
Работа с моделью: выбрать нужную
модель в зависимости от места
заданного звука в слове (начало,
середина, конец слова);
Совместная работа: группировка слов
по первому звуку(по последнему
звуку),
Игра «Живые звуки»: моделирование
звукового состава слова в игровых
ситуациях;
Моделирование звукового состава слов
с использованием фишек разного цвета
для фиксации качественных
характеристик
звуков;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
2.2. Установление последовательности
звуков в слове и количества звуков.
Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Звуковой анализ слова, работа со
звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели.
5
0
0
Работа в парах: сравнение двух
Устный
опрос;
моделей звукового состава
(нахождение сходства и различия);
Дифференцированное задание:
соотнесение слов с
соответствующими им моделями.
Комментированное выполнение
задания: группировка звуков по
заданному основанию (например,
твёрдые — мягкие согласные звуки);
Учебный диалог «Чем гласные звуки
отличаются по произношению от
согласных звуков?»; как результат
участия в диалоге: различение
гласных и согласных звуков по
отсутствию/наличию преграды;
Учебный диалог «Чем твёрдые
согласные звуки отличаются от
мягких согласных звуков?»;
Контролировать этапы своей работы,
оценивать процесс и результат
выполнения задания;
Комментированное выполнение
упражнения по определению
количества слогов в слове,
приведение доказательства; Работа в
парах: подбор слов с заданным
количеством слогов;
https://resh.edu.ru
2.3. Особенность гласных звуков.
Особенность согласных звуков.
Различение гласных и согласных
звуков. Определение места ударения.
Различение гласных ударных и
безударных. Ударный слог
5
0
0
Дифференцированное задание:
Устный
опрос;
подбор слова с заданным ударным
гласным звуком;
Работа со слого-ударными схемами:
подбор слов, соответствующих схеме;
Работа в группах: объединять слова
по количеству слогов в слове и месту
ударения;
Работа в группах: нахождение и
исправление ошибок, допущенных
при делении слов на слоги, в
определении ударного звука;
https://resh.edu.ru
2.4. Твёрдость и мягкость согласных звуков
как
смыслоразличительная функция.
Различение твёрдых и мягких
согласных звуков.
4
0
0
Игровое упражнение «Скажи так, как Устный
опрос;
я»(отрабатывается умение
воспроизводить заданный учителем
образец интонационного выделения
звука в слове);
Игровое упражнение «Есть ли в слове
заданный звук?» (ловить мяч нужно
только тогда, когда ведущий называет
слово с заданным звуком,
отрабатывается умение определять
наличие заданного звука в слове);
Игра-соревнование «Кто запомнит
больше слов с заданным звуком при
прослушивании стихотворения»;
Упражнение: подбор слов с заданным
звуком;
Работа с моделью: выбрать нужную
модель в зависимости от места
заданного звука в слове (начало,
середина, конец слова);
https://resh.edu.ru
2.5. Дифференциация парных по твёрдости
— мягкости согласных звуков.
Дифференциация парных по
звонкости — глухости звуков (без
введения терминов«звонкость»,
«глухость»).
5
0
0
Моделирование звукового состава
Устный
слов с использованием фишек разного опрос;
цвета для фиксации качественных
характеристик звуков;
Совместное выполнение задания:
проанализировать предложенную
модель звукового состава слова и
рассказать о ней; Творческое задание:
подбор слов, соответствующих
заданной модели;
Работа в парах: сравнение двух
моделей звукового состава
(нахождение сходства и различия);
Дифференцированное задание:
соотнесение слов с
соответствующими им моделями;
Комментированное выполнение
задания: группировка звуков по
заданному основанию (например,
твёрдые — мягкие согласные звуки);
https://resh.edu.ru
2.6. Слог как минимальная произносительная
единица.
Слогообразующая функция гласных
звуков. Определение количества слогов в
слове. Деление слов на слоги
(простые однозначные случаи)
3
0
0
Работа в группах: объединять
слова по количеству слогов в слове
и месту ударения;
Работа в группах: нахождение и
исправление ошибок, допущенных
при делении слов на слоги, в
определении ударного звука;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
27
Раздел 3. Письмо. Орфография и пунктуация
Устный
опрос;
3.1. Развитие мелкой моторики пальцев и
движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в
тетради и на пространстве классной
доски. Усвоение гигиенических
требований, которые необходимо
соблюдать во время письма
12
0
0
3.2. Анализ начертаний письменных
заглавных и строчных букв. Создание
единства звука, зрительного образа
обозначающего его буквы и
двигательного образа этой буквы.
Овладение начертанием письменных
прописных и строчных букв.
12
0
0
Игра
Совместная работа: анализ
«Юные поэлементного состава букв;
знатоки» Игровое упражнение «Конструктор
букв», направленное на составление
буквы из элементов;
Моделирование (из пластилина, из
проволоки) букв;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
Упражнение: запись письменными
Устный
буквами слова/предложения/короткого опрос;
текста,
написанного печатными буквами;
Моделирование в процессе совместного
обсуждения алгоритма списывания;
Практическая работа: списывание
слов/предложений в соответствии с
заданным алгоритмом,
контролирование этапов своей работы;
Обсуждение проблемной ситуации
«Что делать, если строка заканчивается,
а слово не входит?», введение знака
переноса,
сообщение правила переноса слов
(первичное знакомство);
Учебный диалог «Почему слова
пишутся отдельно друг от друга?
Удобно ли читать предложение,
записанное без пробелов
между словами?»;
https://resh.edu.ru
3.3. Усвоение приёмов
последовательности правильного
списывания текста. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение
разборчивым аккуратным письмом
9
0
0
Упражнение: запись под диктовку слов Устный
и предложений, состоящих из трёх — опрос;
пяти слов со звуками в сильной
позиции;
Работа в парах: соотнесение одних и
тех же слов, написанных печатным и
письменным шрифтом;
Упражнение: запись письменными
буквами слова/предложения/короткого
текста,
написанного печатными буквами;
Моделирование в процессе совместного
обсуждения алгоритма списывания;
Практическая работа: списывание
слов/предложений в соответствии с
заданным алгоритмом,
контролирование этапов своей работы;
https://resh.edu.ru
3.4. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между
словами, знака переноса
8
0
0
Обсуждение проблемной ситуации
«Что делать, если строка
заканчивается, а слово не входит?»,
введение знака переноса, сообщение
правила переноса слов
(первичное знакомство);
Учебный диалог «Почему слова
пишутся отдельно друг от друга?
Удобно ли читать предложение,
записанное без пробелов между
словами?»;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
3.5. Знакомство с правилами
правописания и их
применением: раздельное
написание слов
6
0
0
Совместный анализ текста на наличие Устный
опрос;
в нём слов с буквосочетаниями жи,
ши, ча, ща, чу, щу;
Упражнение: выписывание из текста
слов с буквосочетания ми ча, ща, чу,
щу, жи, ши; Упражнение: запись
предложения, составленного из
набора слов, с правильным
оформлением начала и конца
предложения, с соблюдением
пробелов между словами.
Комментированная запись
предложений с обязательным
объяснением случаев
употребления заглавной буквы.
https://resh.edu.ru
3.6. Знакомство с правилами правописания
и их
применением: обозначение гласных
после шипящих в сочетаниях жи, ши
(в положении под ударением)
6
0
0
Совместный анализ текста на наличие Устный
опрос;
в нём слов с буквосочетаниями жи,
ши, ча, ща, чу, щу;
Упражнение: выписывание из текста
слов с буквосочетания ми ча, ща, чу,
щу, жи, ши; Упражнение: запись
предложения,
составленного из набора слов, с
правильным оформлением начала и
конца предложения, с соблюдением
пробелов между словами;
https://resh.edu.ru
3.7. Знакомство с правилами
правописания и их
применением: ча, ща, чу, щу
5
0
0
Совместный анализ текста на наличие Устный
опрос;
в нём слов с буквосочетаниями жи,
ши, ча, ща, чу, щу;
Упражнение: выписывание из текста
слов с буквосочетания ми ча, ща, чу,
щу, жи, ши; Упражнение: запись
предложения, составленного из
набора слов, с правильным
оформлением начала и конца
предложения, с соблюдением
пробелов между словами;
Комментированная запись
предложений с обязательным
объяснением случаев
употребления заглавной буквы;
Игра «Кто больше»: подбор и запись
имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и
запись под диктовку с применением
изученных правил;
https://resh.edu.ru
3.8. Знакомство с правилами правописания и
их
применением: прописная буква в начале
предложения, в именах собственных
(имена людей, клички животных)
10
0
0
Игра «Кто больше»: подбор и запись Устный
имён собственных на заданную букву; опрос;
Практическая работа: списывание и
запись под диктовку с применением
изученных правил;
https://resh.edu.ru
3.9. Знакомство с правилами
правописания и их
применением: перенос слов по слогам
без стечения согласных
6
0
0
3.10. Знакомство с правилами правописания
и их
применением: знаки препинания в
конце предложения
6
1
1
Итого по разделу
80
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Раздел 1. Общие сведения о языке
1
Занимател
ьный
русский
язык
1
Упражнение: запись предложения,
Устный
опрос;
составленного из набора слов, с
правильным оформлением начала и
конца предложения, с соблюдением
пробелов между словами.
Комментированная запись
предложений с обязательным
объяснением случаев
употребления заглавной буквы.
Игра «Кто больше»: подбор и запись
имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и
запись под диктовку с применением
изученных правил;
https://resh.edu.ru
Комментированная запись
Устный
опрос;
предложений с обязательным
объяснением случаев
употребления заглавной буквы;
Игра «Кто больше»: подбор и запись
имён собственных на заданную букву;
Практическая работа: списывание и
запись под диктовку с применением
изученных правил;
https://resh.edu.ru
1.1. Язык как основное средство
человеческого общения. Осознание
целей и ситуаций общения
1
Итого по разделу
1
Раздел 2. Фонетика
0
0
Рассказ учителя на тему «Язык —
Устный
опрос;
средство общения людей»;
Учебный диалог «Можно ли общаться
без помощи языка?»;
Коллективное формулирование
вывода о языке как основном средстве
человеческого общения;
Работа с рисунками и текстом как
основа анализа особенностей
ситуаций устного и письменного
общения;
https://resh.edu.ru
2.1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки,
их различение. Ударение в слове.
Гласные ударные и безударные. Твёрдые
и мягкие согласные звуки, их различение
2
0
0
Игры- Беседа «Что мы знаем о звуках
Устный
головолом русского языка», в ходе которой
опрос;
ки
актуализируются знания,
приобретённые в период обучения
грамоте;
Игровое упражнение «Назови звук»:
Игровое упражнение «Придумай
слово с заданным звуком»;
Упражнение: характеризовать (устно)
звуки по заданным признакам;
https://resh.edu.ru
2.2. Звонкие и глухие согласные звуки, их
различение. Согласный звук [й’] и
гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш],
[ч’], [щ’].
2
0
0
Упражнение: характеризовать (устно) Устный
опрос;
звуки по заданным признакам;
Учебный диалог «Объясняем
особенности гласных и согласных
звуков»;
Игра «Отгадай звук» (определение
звука по его характеристике);
https://resh.edu.ru
2.3. Слог. Определение количества слогов в
слове. Ударный слог. Деление слов на
слоги (простые случаи, без
стечения согласных)
1
Итого по разделу
5
Раздел 3. Графика
0
0
Учебный диалог «Объясняем
Устный
опрос;
особенности гласных и согласных
звуков»;
Игра «Отгадай звук» (определение
звука по его характеристике);
Упражнение: соотнесение звука
(выбирая из ряда предложенных) и
его качественной характеристики;
Работа в парах: группировка звуков
по заданному основанию;
Комментированное выполнение
задания: оценивание правильности
предложенной характеристики звука,
нахождение допущенных при
характеристике ошибок;
Дидактическая игра «Детективы», в
ходе игры нужно в ряду
предложенных слов находить слова с
заданными характеристиками
звукового состава;
https://resh.edu.r
u
3.1. Звук и буква. Различение звуков и букв.
Обозначение на письме твёрдости
согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
слова с буквой э. Обозначение на письме
мягкости согласных звуков буквами е, ё,
ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий
знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в
конце слова
1
0
0
Ребусы и Моделировать звуко-буквенный
шарады состав слов;
Упражнение: подбор 1—2 слов к
предложенной звуко-буквенной
модели; Учебный диалог
«Сравниваем звуковой и буквенный
состав слов», в ходе диалога
формулируются выводы о
возможных соотношениях звукового
и буквенного состава слов;
Работа с таблицей: заполнение
таблицы примерами слов с разным
соотношением количества звуков и
букв для каждой из трёх колонок:
количество звуков равно количеству
букв, количество звуков
меньше количества букв, количество
звуков больше количества букв;
Упражнение: определение
количества слогов в слове,
объяснение основания для деления
слов на слоги;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
3.2. Установление соотношения звукового
и буквенного состава слова в словах
типа стол, конь.
1
0
0
Моделировать звуко-буквенный
Устный
опрос;
состав слов;
Учебный диалог «Сравниваем
звуковой и буквенный состав слов», в
ходе диалога формулируются выводы
о возможных соотношениях звукового
и буквенного состава слов;
Работа с таблицей: заполнение
таблицы примерами слов с разным
соотношением количества звуков и
букв для каждой из трёх колонок:
количество звуков равно количеству
букв, количество звуков
меньше количества букв, количество
звуков больше количества букв;
Упражнение: определение количества
слогов в слове, объяснение основания
для деления слов на слоги;
Работа в парах: нахождение в тексте
слов с заданными характеристиками
звукового и слогового состава слова;
3.3. Использование небуквенных
графических средств: пробела между
словами, знака переноса.
1
0
1
Практическая работа: нахождение в
Практическа https://resh.edu.ru
тексте слов по заданным основаниям я работа;
(ь -обозначает мягкость
предшествующего согласного);
Игровое упражнение «Кто лучше
расскажет о слове», в ходе
выполнения упражнения
отрабатывается умение
строить устное речевое высказывание
об обозначении звуков буквами; о
звуковом и буквенном составе слова;
Игра-соревнование «Повтори
алфавит»;
https://resh.edu.ru
3.4. Русский алфавит: правильное название
букв, знание их последовательности.
Использование алфавита для
упорядочения списка слов
1
Итого по разделу
4
0
0
Игра-соревнование «Повтори
алфавит»; Совместное выполнение
упражнения«Запиши слова по
алфавиту»;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
Совместное выполнение группировки Устный
опрос;
слов по заданному признаку:
отвечают на вопрос «что?» / отвечают
на вопрос«кто?»; Наблюдение за
словами, отвечающими на вопросы
«какой?», «какая?»,
«какое?»,«какие?»;
Комментированное выполнение
задания: нахождение в тексте слов по
заданным основаниям, например
поиск слов, отвечающих на вопрос
«какая?»;
Наблюдение за словами,
отвечающими на вопросы «что
делать?», «что сделать?»; Работа в
парах: отработка умения задавать к
приведённым словам вопросы «что
делать?», «что сделать?»;
https://resh.edu.ru
Раздел 4. Лексика и морфология
4.1. Слово как единица языка (ознакомление).
2
0
0
4.2. Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление).
7
0
0
Ошибкам- Учебный диалог «На какие вопросы
бой
могут отвечать слова?»;
Наблюдение за словами,
отвечающими на вопросы «кто?»,
«что?»;
4.3. Выявление слов, значение которых
требует уточнения
2
Итого по разделу
12
0
0
0
0
Наблюдение за словами,
Устный
опрос;
отвечающими на вопросы «что
делать?», «что сделать?»; Работа в
парах: отработка умения задавать к
приведённым словам вопросы «что
делать?», «что сделать?»;
Работа в группах: нахождение в
тексте слов по заданному основанию,
например слов, отвечающих на
вопрос «что делает?»;
https://resh.edu.ru
Раздел 5. Синтаксис
5.1. Предложение как единица языка
(ознакомление). Слово, предложение
(наблюдение над сходством и различием).
2
Турнир Работа со схемой предложения:
смекалист умение читать схему предложения,
ых
преобразовывать информацию,
полученную из схемы: составлять
предложения, соответствующие
схеме, с учётом знаков препинания в
конце схемы;
Совместная работа: составление
предложения из набора слов;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
5.2. Установление связи слов в
предложении при помощи смысловых
вопросов.
1
0
0
Работа в группах: восстановление
предложения в процессе выбора
нужной формы слова, данного в
скобках;
Работа с сюжетными картинками и
небольшим текстом: выбор
фрагментов текста, которые могут
быть подписями под каждой из
картинок;
Устный
опрос;
5.3. Восстановление деформированных
предложений.
1
0
0
Практическая работа: деление
деформированного текста на
предложения, корректировка
оформления предложений,
списывание с учётом правильного
оформления предложений;
Практическа https://resh.edu.ru
я работа;
5.4. Составление предложений из набора форм 1
слов
0
0
Работа с сюжетными картинками и
небольшим текстом: выбор
фрагментов текста, которые могут
быть подписями под каждой из
картинок;
Устный
опрос;
Итого по разделу
Раздел 6. Орфография и пунктуация
5
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
6.1. Ознакомление с правилами правописания
и их применение:
- раздельное написание слов в
предложении;
- прописная буква в начале предложения
и в именах собственных: в именах и
фамилиях людей, кличках животных;
- перенос слов (без учёта морфемного
членения слова);- гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу,
щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с непроверяемыми гласными и
согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);знаки препинания в конце предложения:
точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
12
1
0
КВН по Наблюдение за словами, сходными по Практическа https://resh.edu.ru
русскому звучанию, но различными по
я работа;
языку
написанию, установление причин
возможной ошибки при записи этих
слов.
Комментированное выполнение
задания: выявление места в слове, где
можно допустить ошибку;
Орфографический тренинг
правильности и аккуратности
списывания.
Наблюдение за написанием в
предложенных текстах собственных
имён существительных,
формулирование выводов,
соотнесение сделанных выводов с
формулировкой правила в учебнике;
Упражнение: запись предложений,
включающих собственные имена
существительные; .
Упражнение: выбор необходимого
знака препинания в конце
предложения;
6.2. Усвоение алгоритма списывания текста
1
0
Итого по разделу
13
1
2
0
0
Орфографический тренинг: отработка Устный
правописания сочетаний жи, ши, ча, опрос;
ща, чу, щу, осуществление
самоконтроля при использовании
правил;
Наблюдение за написанием слов с
сочетаниями чк, чн, формулирование
правила по результатам наблюдения,
соотнесение вывода с текстом
учебника; Орфографический тренинг:
написание слов с сочетаниями чк, чн;
https://resh.edu.ru
Работа с рисунками, на которых
Устный
опрос;
изображены разные ситуации
общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение
с просьбой), устное обсуждение этих
ситуаций, выбор соответствующих
каждой ситуации слов речевого
этикета.
Учебный диалог, в ходе которого
обсуждаются ситуации общения, в
которых выражается просьба,
обосновывается выбор слов речевого
этикета, соответствующих ситуации
выражения просьбы;
Моделирование речевой ситуации
вежливого отказа с использованием
опорных слов.
https://resh.edu.ru
Раздел 7. Развитие речи
7.1. Речь как основная форма общения между
людьми
0
Урок –
путешеств
ие «Что
мы знаем о
русском
языке»
7.2. Текст как единица речи (ознакомление).
2
0
0
Разыгрывание сценок, отражающих
ситуации выражения просьбы,
извинения, вежливого отказа;
Моделирование речевой ситуации,
содержащей извинение, анализ
данной ситуации, выбор адекватных
средств выражения извинения;
Комментированное выполнение
задания: выбор из предложенного
набора этикетных слов,
соответствующих заданным
ситуациям общения;
Устный
опрос;
https://resh.edu.r
u
7.3. Осознание ситуации общения: с какой
целью, с кем и где происходит общение.
3
0
0
Моделирование речевой ситуации
вежливого отказа с использованием
опорных слов;
Разыгрывание сценок, отражающих
ситуации выражения просьбы,
извинения, вежливого отказа;
Моделирование речевой ситуации,
содержащей извинение, анализ
данной ситуации, выбор адекватных
средств выражения извинения;
Комментированное выполнение
задания: выбор из предложенного
набора этикетных слов,
соответствующих заданным
ситуациям общения;
Устный
опрос;
7.4. Ситуации устного общения (чтение
диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи).
2
1
0
Моделирование речевой ситуации,
содержащей извинение, анализ
данной
ситуации, выбор адекватных средств
выражения извинения;
Комментированное выполнение
задания: выбор из предложенного
набора этикетных слов,
соответствующих заданным
ситуациям общения;
Творческое задание: придумать
ситуации общения, в которых могут
быть употреблены предложенные
этикетные слова;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
https://resh.edu.ru
7.5. Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой)
1
Итого по разделу:
10
0
0
Резервное время
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
165 3
0
Творческое задание: придумать
Устный
ситуации общения, в которых могут опрос;
быть употреблены предложенные
этикетные слова.
Работа в группах: оценивание
дидактического текста с точки зрения
наличия/отсутствия необходимых
элементов речевого этикета в
описанных в тексте ситуациях
общения.
Работа в группах: оценивание
предложенных юмористических
стихотворений с точки зрения
соблюдения героями стихотворений
правил речевого этикета;
https://resh.edu.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. Учебник. 1 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. / М.:
Просвещение, 2011 г.
2.Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. / М.: Просвещение, 2011 г.
3.Ковригина Т.В. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму), технологические
карты, 1 класс / Издательство «Учитель»2013 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска, ноутбук, проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная доска, ноутбук, проектор.