Образовательная программа

Пояснительная записка
МКОУ ООШ п. Попов Порог не имеет филиалов и структурных подразделений,
единственное одноэтажное здание школы располагается в поселке Попов Порог Сегежского
муниципального района Республики Карелия с населением приблизительно в 280 жителей.
Тип ОУ – общеобразовательное учреждение.
Вид – основная общеобразовательная школа
Согласно государственной лицензии, МКОУ ООШ п. Попов Порог осуществляет
образовательную деятельность, реализуя общеобразовательные программы:
-начального общего образования - 1-4кл.;
-основного общего образования - 5-9кл.
Численность обучающихся МКОУ ООШ п. Попов Порог в 2022/2023 учебном году:
Начальная школа (1 класс) - 1 обучающийся,
Основная школа (5,6,7,8 классы) - 5 обучающихся.
Итого: 5 классов-комплектов, всего обучающихся - 6.
МКОУ ООШ п. Попов Порог находится в удалении от городов и районного центра.
Социокультурная среда посёлка более консервативна, устойчива и традиционна в сравнении
с городской. На организацию воспитательного процесса в сельской школе влияет специфика
сельского социума.
На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального
самосознания,
внутреннее духовное
богатство,
бережное
отношение
к Родине и
природе.
Сельская
нравственно-этическая
среда
относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь. Школа успешно исполняет роль носителя, генератора и трансформатора
самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов, сохранившихся в сельской
местности нашего региона.
Являясь практически единственным культурным центром села, МКОУ ООШ п. Попов
Порог берет на себя все воспитательные функции по развитию и укреплению данных
традиций. Воплощается это через систему внеурочной деятельности и воспитательной
работы школы.
Исходя из общих целевых установок и компетенции воспитания, положенных в
основу деятельности педагогического коллектива, в нашей школе появились следующие
традиции:
- участие педагогов школы в разработке сценариев, репетициях и постановке наиболее
значимых для населения государственных праздников на уровне посёлка;
-сотрудничество педагогического коллектива школы, с привлечением обучающихся и
их родителей, с администрацией посёлка в проведении гражданских, патриотических,
экологических акций (торжественных праздничных и памятных митингов, субботников,
экологических десантов и т.п.);
- сотрудничество педагогов школы, с привлечением обучающихся классными
руководителями, с поселковым клубом для участия с концертными номерами в праздничных
мероприятиях, посвящённых государственным праздникам и памятным датам, народным и
традиционным праздникам;
- постановка разнообразных открытых школьных мероприятий, сопровождающихся
подготовкой обучающимися и педагогами концертных номеров, с приглашением в качестве
зрителей не только родителей обучающихся, но и родственников, близких друзей, бывших
2

работников и выпускников школы.
Рабочая программа воспитания МКОУ ООШ п. Попов Порог разработана и составлена
на снове Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 годах, федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – ФГОС).
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги
могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания МКОУ ООШ п. Попов Порог находится личностное
развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных
во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом
государственной политики в области образования и воспитания.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов
образования, определенных ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием
коллегиальных органов управления школой, родителей обучающихся; реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими
участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает
приобщение
обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности народов
РФ, правилам и нормам поведения в российском обществе. Среди духовно-нравственных
ценностей ведущая роль при реализации данной программы воспитания отводится
формированию у обучающихся:
-ценностей Родины и природы, лежащих в основе патриотического направления
воспитания;
-ценностей человека, дружбы, семьи, сотрудничества, лежащих в основе духовнонравственного и социального направлений воспитания;
-ценности знания, лежащей в основе познавательного направления воспитания;
-ценность здоровья, лежащей в основе направления физического воспитания;
-ценности труда, лежащей в основе трудового направления воспитания;
-ценностей культуры и красоты, лежащих в основе эстетического направления
воспитания.
Программа воспитания МКОУ ООШ п. Попов Порог включает три раздела: целевой;
3

содержательный; организационный.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МКОУ ООШ п. Попов Порог основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
•

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;

•

ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;

•

реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и

•

содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;

•

организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;

•

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МКОУ ООШ п. Попов Порог являются

следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
4

также их социальная активность;
-педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов и общих внеклассных мероприятий, на установление доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений в ходе проведения занятий по внеурочной деятельности,
общешкольных мероприятий;
фигурой

-ключевой
реализующий

по

воспитания

отношению

к

в

детям

школе

является

защитную,

классный

личностно

руководитель,
развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В условиях малокомплектной сельской школы большинство мероприятий плана
воспитательной работы (прилагается к данной программе воспитания) организуются
классными руководителями школы совместно и проводятся с привлечением всех
обучающихся школы. Ответственными за организацию и проведение мероприятий плана
воспитательной работы являются классные руководители.
В 2022/2023 учебном году классными руководителями в МКОУ ООШ п. Попов Порог
назначены:
Класс

Количество обучающихся

Классный руководитель

в классе
1

1

Жерновская Елена Анатольевна

5

1

Хомякова Алевтина Николаевна

6

1

Дейдул Евгения Олеговна

7

2

Дейдул Евгения Олеговна

8

1

Жерновская Мария Александровна

Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
Участниками

образовательных

отношений

в

части

воспитании

являются

педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы

воспитания обучающихся в школе

определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и
5

ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского
общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовнонравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в
качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной
основе,

в

соответствии

с

мировоззренческими

и

культурными

особенностями

и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.2. Цель и задачи воспитания
Современный

российский

общенациональный

воспитательный

идеал

–

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: создание условий
для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
6

усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
− формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
− приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта
нравственных поступков, социально значимых дел).
1.3. Методологические основы и принципы построения Программы
Методологической основой Примерной программы являются антропологический,
культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Программа воспитания опирается на следующие принципы:
− принцип гуманистической направленности. Каждый обучающийся имеет право
на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его
человеческих прав, свободное развитие;
− принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
− принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
− принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания,
позволяет расширить нравственный опыт

обучающегося, побудить его к открытому

внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность
выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать
ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
− принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
− принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и обучающегося на основе приобщения к культурным ценностям и
их освоения;
7

− принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором
все

обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,

культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе школы, включающем воспитывающие
среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.3.1. Воспитывающая среда школы
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.3.2. Воспитывающие общности (сообщества) в школе
Основные воспитывающие общности в школе:
− детские (сверстников и разновозрастные). Общество сверстников – необходимое
условие полноценного развития обучающегося, где он апробирует, осваивает, приобретает
способы поведения, обучается вместе учиться, играть, трудиться, достигать поставленной
цели, строить отношения. Основная цель – создавать в детских взаимоотношениях дух
доброжелательности, развивать стремление и умение помогать друг другу, оказывать
сопротивление плохим поступкам, поведению, общими усилиями достигать цели. В школе
обеспечивается

возможность

взаимодействия

обучающихся

разного

возраста,

при

возможности взаимодействие с детьми в дошкольных образовательных организациях.
Детские общности также реализуют воспитательный потенциал инклюзивного образования,
поддержки обучающихся с ОВЗ;
− детско-взрослые. Обучающиеся сначала приобщаются к правилам, нормам,
способам деятельности взрослых и затем усваивают их. Они образуются системой связей
и отношений участников, обладают спецификой в зависимости от решаемых воспитательных
задач. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание
и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников;
− профессионально-родительские. Общность работников школы и всех взрослых
членов

семей

обучающихся.

Основная

задача
8

общности

–

объединение

усилий

по воспитанию обучающегося в семье и школе, решение противоречий и проблем,
разносторонняя поддержка обучающихся для их оптимального и полноценного личностного
развития, воспитания;
− профессиональные. Единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками школы, которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу
Программы.
Требования к профессиональному сообществу школы:
− соблюдение норм профессиональной педагогической этики;
− уважение и учет норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной
педагогической деятельности, общении;
− уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям),
коллегам;
− соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству
педагога, учителя в российской отечественной педагогической культуре, традиции;
− знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними
с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных
интересов прав как обучающихся, так и педагогов;
− инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к
сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными
представителями), коллегами;
− внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с обучающимися с
учетом индивидуальных особенностей каждого;
− быть примером для обучающихся в формировании ценностных ориентиров,
соблюдении нравственных норм общения и поведения;
− побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию,
дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, внимание к людям, чувство
ответственности.
1.3.3. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.
9

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы.
Социокультурный
воспитательной

контекст

программы.

Он

воспитания
учитывает

является

вариативной

этнокультурные,

составляющей

конфессиональные

и

региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускника на
уровнях начального общего, среднего общего, полного общего образования.
1.4.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования
Направления
Гражданское
Патриотическое

Духовнонравственное

Характеристики (показатели)
Знающий и любящий свою малую родину, свою Республику.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную
идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
10

Эстетическое

Физическое

Трудовое

Экологическое

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической,
религиозной принадлежности).
Сознающий и принимающий свой половую принадлежность,
соответствующие ему психологические и поведенческие особенности
с учетом возраста.
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания.
Испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и
родному языкам, литературе.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, других народов России.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам своего труда и
других людей, прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность
природы, окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны
природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами.
11

Познавательное

Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.

1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования
Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, в современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным
символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и
взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в
том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь
нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление),
местного сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры
своего народа, своего края, других народов России, Российской
Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих
земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры
12

Патриотическое

Духовно-

нравственное

Эстетическое

Физическое

своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные
нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий
ценность
межрелигиозного,
межнационального
согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и
ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества; испытывающий
чувство уважения к русскому и родному языку, литературе,
культурному наследию многонационального народа России
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства,
понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное
состояние и поведение людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других
народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного
творчества в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве.
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в
обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья
своего и других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
13

Трудовое

Экологическое

Познавательное

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь
себе и другим людям.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других
людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических
трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
Понимающий
необходимость
человека
адаптироваться
в
профессиональной среде в условиях современного технологического
развития, выражающий готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов
получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны окружающей среды,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе,
окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленностей.
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений
о закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных средств
познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
14

познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
2.1. Основные направления воспитания обучающихся
Основные направления воспитания обучающихся в школе:
− гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности,
знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
− воспитание патриотизма, , любви к своему народу и уважения к другим народам
России, формирование общероссийской культурной идентичности;
− духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовнонравственной

культуры

народов

России,

традиционных

религий

народов

России,

формирование традиционных российских семейных ценностей;
− эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
− экологическое

воспитание:

формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей;
− воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности;
− трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
− физическое

воспитание:

развитие

физических

способностей

с

учетом

возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности;
− познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других
людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
2.2. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех
15

направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
представлены в соответствующих модулях.
Инвариантные модули: «Основные школьные дела», «Классное руководство»,
«Школьный урок», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Работа с
родителями»,

«Предметно-пространственная

среда»,

«Профориентация»

(на

уровне

основного общего образования).
2.2.1. Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
− общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными (общероссийскими,
региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в школе, обществе;
− церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, города и региона;
− проводимые для жителей поселения, своего района и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей поселения, своего района;
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и т.д., помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, его отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
2.2.2. Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
− планирование и проведение классных часов;
16

− поддержку

активной

позиции

каждого

обучающегося,

предоставления

им

возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
− инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать
им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение

коллектива

класса

через:

игры

и

тренинги

на

сплочение

и командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии;
празднования в классе дней рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
− изучение

особенностей

личностного

развития

обучающихся

класса

через

наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями;
− доверительное

общение

и

поддержку

обучающихся

в

решении

проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т.д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
− регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные

на

формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания,
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
− проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях
класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни
класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией, учителями.
17

2.2.3. Школьный урок
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках
максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
− максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического
содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
− полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой
воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и
светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов России
в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов,
модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение
стимулирующих

интерактивных

познавательную

форм

мотивацию;

учебной

работы:

дидактического

интеллектуальных,
театра,

где

знания

обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и
взаимодействию, игровых методик;
− побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка
доброжелательной атмосферы.
2.2.4. Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется в
соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:
− вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития
18

способностей в разных сферах;
− формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей,
которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями;
− поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной
лидерской позицией, возможность ее реализации;
− поощрение

педагогическими

работниками

детских

инициатив,

проектов,

самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в

школе

осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися занятий:
1 класс - Волшебный карандаш.
Веселая грамматика.
Мир профессии.
Безопасная среда – ребенку.
Разговоры о важном.
5,6 класс – Информатика.
Мы – исследователи.
Безопасная среда – ребенку.
Физкультура
Своими руками.
Разговоры о важном.
7 класс - Безопасная среда – ребенку.
Физкультура
Финансовая грамотность.
Разговоры о важном.
8 класс – Физкультура.
Разговоры о важном.

− патриотической,

гражданско-патриотической,

военно-патриотической,

краеведческой, историко-культурной направленности;
− духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным
культурам народов России, духовно-историческому краеведению (в рамках курса внеурочной
деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»);
− познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;
− экологической, природоохранной направленности;
19

− оздоровительной и спортивной направленности.
2.2.5. Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
− внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности,

организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям;
− экскурсии и походы на природу, организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся, для изучения природных и
ландшафтов, флоры и фауны;
− спортивные мероприятия для обучающихся школы, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся: командные игры и «Веселые
старты»;
− праздничные мероприятия, организуемые совместно с администрацией поселка и
работниками поселкового клуба дл жителей и гостей поселка: государственные и местные
народные праздники.
2.2.6. Предметно-пространственная среда
Реализация

воспитательного

потенциала

предметно-пространственной

среды

предусматривает:
−

оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы

государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб);
−

художественные изображения (символические, живописные, фотографические,

интерактивные

аудио

и

видео)

природы

России,

региона,

местности,

предметов

традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
−

«места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях

(холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
−

благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых

площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное, игровое
пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
20

−

событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий

праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
−

костюма, используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

−

акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,

правилах, традициях, а также важности охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности
(стенды, плакаты, инсталляции и др.)
2.2.7. Работа с родителями
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:
− родительские собрания в классах, общешкольные собрания;
− посещение

родителями

уроков

по

предварительной

договоренности

с

администрацией;
− родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность;
− привлечение специалистов, представителей государственных органов, по запросу
родителей, для решения проблемных и конфликтных ситуаций;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в острых
проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося,
групп обучающихся;
− привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и
общешкольных мероприятий воспитательной направленности.
2.2.8. Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника
к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне
профессиональную составляющие такой деятельности:
21

1. Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
2. Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
3. Экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
4. Посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
5.Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;
7. Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков;
8. Освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые
виды совместной деятельности.
Уклад школы направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на
всех уровнях общего образования:
− обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
22

средства обучения;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)

по

вопросам

воспитания;
− учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется
Программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности
Организация

воспитательной

деятельности

опирается

на

школьный

уклад,

сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений относительно
содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной деятельности, выражающий
самобытный облик школы, ее «лицо» и репутацию в окружающем социуме, образовательном
пространстве.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания, определяет принципы и традиции
воспитания,

нравственную

культуру

взаимоотношений,

поведения

участников

воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за пределами школы,
в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в школе в целом и локальных
воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик.
Основные характеристики уклада школы создание школы и основные вехи ее истории,
выдающиеся деятели в истории школы, включенность в историко-культурный контекст
территории, «миссия» школы в самосознании ее педагогического коллектива;
− местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историкокультурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
− организационно-правовая форма, наличие разных уровней общего образования,
направленность образовательных программ, в том числе наличие программ с углубленным
изучением учебных предметов, режим деятельности школы, в том числе характеристики по
решению участников образовательных отношений (символика школы, школьная форма,
организация питания в школе, система безопасности, особые нормы этикета в школе и т.д.);
− контингент обучающихся, их семей, его социально-культурные, этнокультурные,
конфессиональные и иные особенности, состав (стабильный или нет), наличие и состав
обучающихся с ОВЗ, наличие особых образовательных потребностей обучающихся и их
семей;
23

− наличие социальных партнеров;
− наиболее

значимые

традиционные

дела,

события,

мероприятия

в

школе,

составляющие основу воспитательной системы;
− значимые для воспитания проекты и программы, в которых школа уже участвует или
планирует участвовать (международные, федеральные, региональные, муниципальные,
сетевые и др.), включенные в систему воспитательной деятельности или запланированные;
− наличие учебных курсов, предметов, практик гражданской, духовно-нравственной,
социокультурной, экологической и т.д. воспитательной направленности, в том числе
включенных в учебные планы, по решению школы, участников образовательных отношений,
подобных авторских учебных курсов, программ, самостоятельно разработанных и
реализуемых педагогами школы;
− наличие

реализуемых

инновационных,

опережающих,

перспективных

воспитательных практик, определяющих «уникальность» школы, результаты их реализации в
школе, трансляции в системе образования;
− наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной
деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в
массовой практике.
3.3. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в
соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего
их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного

процесса

и

результатов

воспитания

включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение,
прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
24

школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными
представителями);
− развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование
результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
− распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся.
Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как
организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советника директора по воспитательной работе при наличии)
с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете. Способом получения информации о результатах
воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся

является

педагогическое

наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший
учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые
проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с
советником директора по воспитательной работе при наличии), классными руководителями
с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета
обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
25

деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании
методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных
основных дел, мероприятий;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− создания и поддержки воспитывающей предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− результатов участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях;
− внешкольных мероприятий;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде
отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с
советником директора по воспитательной работа при наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным
органом управления в школе.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Кадровое обеспечение воспитательного процесса осуществляют администрация
школы, классные руководители, педагоги-предметники.
3.5. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как
максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
26

достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На

уровне

общности:

формируются

условия

освоения

социальных

ролей,

ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в
инклюзивном

образовании

развиваются

на

принципах

заботы,

взаимоуважения

и

сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
− формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого обучающегося с ОВЗ;
− активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию
обучающихся с ОВЗ;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в
развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности;
− индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».