Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5-6 кл.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности « Мы - исследователи» для обучающихся 5-6
кл. составлена на основе документов:
1.Закон Российской Федерации от 29.02.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации»;
2 .Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия
к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г.Асмолова; М.
Просвещение, 2011
3 .Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений М. Просвещение, 2011.
4 .Устав МКОУ ООШ п. Попов Порог.
5 . Учебного плана МКОУ ООШ п. Попов Порог
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной
мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на
нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо
владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик
становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской деятельности. Большие возможности для
формирования научного мировоззрения, современной картины мира, развития
познавательных интересов имеют предметы естественнонаучного цикла. Знание
законов природы, понимание фундаментального единства законов живой и неживой
природы, социальных процессов побуждает их учитывать во всех областях
человеческой деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности
и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает
условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и
самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность
для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа “Мы - исследователи”, разработанная на 2 года обучения,–
общеинтеллектуальной направленности. Первый год освоения включает раздел «
Природа и я», способствующий развитию практических навыков работы с
увеличительными приборами, лабораторным оборудованием, умением ввести
наблюдения в природе. Второй год предполагает более подробное изучение царств
Растений и Животных. Она является продолжением урочной деятельности,
способствует развитию навыков самостоятельной работы в природе, имеет
практическую направленность. Ее актуальность основывается на интересе,
потребностях учащихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие
школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и
экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет
чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа позволяет
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
деятельностный и личностный подходы, преемственность, партнерство, творчество
и успех.
Цель и задачи курса (программы внеурочной деятельности)
«Мы – исследователи»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
1 .сформировать представление об исследовании, наблюдении в природе;
2 .обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельным
исследований;
3 .формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать
познавательные потребности и способности, креативность.
4 .способствовать формированию положительной школьной мотивации
5 .способствовать развитию ответственности, трудолюбия.
Объем программы:
В соответствии с учебным планом МКОУ ООШ п. Попов Порог на
исследовательскую деятельность в 5,6 классе отводится по 1 часу внеурочной
деятельности в неделю в каждом классе. Программа рассчитана на 2 учебных года/69
часов( в 5 кл. 34ч, в 6 кл-35ч).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке,
проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний,
олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации
проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть
взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
Основные методы и технологии :
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент,
наблюдение,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, викторина, встреча, выставка,
вечер, газета, круглый стол, концерт, конференция, праздник, поход, презентация,
прогулки, посещение, экскурсия.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура,
игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, спектакль, викторина, газета, книга, модель,
костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная
презентация
Основные принципы деятельности педагога на учебных занятиях:
- уважение к ребёнку, к процессу и результату его деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематическая последовательность занятий; - наглядность.
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика путём вовлечения в разные
виды деятельности;
- стимулирование обучающихся к высказыванию, выдвижению гипотез, использованию
различных способов выполнения заданий;
- проведение на занятиях различных практических и лабораторных работ, экскурсии,
наблюдения в природе;
- использование на занятиях различного дидактического материала.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла; -понимание
целостности окружающего мира при изучении различных предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся;
- уметь рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
- стремление добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные
способности
Описание места программы курса « Мы - исследователи» в учебном
плане.
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительные экскурсии в субботу или в
воскресенье. Теоретические занятия и лабораторные работы проводятся в кабинете
биологии. Внеурочная работа включает проведение наблюдений ( краткосрочных и
длительных), опытов, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, научно- популярной литературе, в Интернете. Ученики
могут также обращаться к учителям - предметникам, библиотекарю, родителям за
информацией.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
•
организация
на
формирование у детей
мотивации к обучению, помощи им занятии
в самоорганизации и саморазвитии.
парно-групповой работы
•
развитие
познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие
критического и творческого
мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные
•учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
•в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
•преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
•планировать свое действие в
соответствии с поставленной
•проявлять
задачей и условиями ее реализации, познавательную
в том числе во внутреннем плане
инициативу в учебном
сотрудничестве
•осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
познавательные
•
умения учиться:
• осуществлять
навыка решения творческих задач и расширенный
поиск
навыках поиска, анализа и
информации
с
интерпретации информации.
использованием ресурсов
библиотек и Интернета
•
добывать
необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную
работу.
•осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
• основам смыслового чтения
художественных и познава- тельных
текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных
видов;
•
осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков;
коммуникативные
•
Учиться выполнять
различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
•
умение
координировать свои усилия с
усилиями других.
•
формулировать
собственное мнение и позицию;
•
договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения
инте- ресов;
•
задавать вопросы;
допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
•
• учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;
• понимать
относительность мнений
и подходов к решению
проблемы;
• аргументировать
свою позицию и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
• продуктивно
разрешать конфликты на
основе учета интересов и
позиций всех его
участников;
учитывать разные
• с учетом целей
мнения и стремиться к координации
коммуникации
различных позиций в
достаточно точно, посотрудничестве
следовательно и полно
передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир
для построения действия
Предметными результатами освоения содержания программы является следующее:
умение вести наблюдения в природе;
ставить биологический опыт, выдвигая гипотезу, составляя план действий; умение
оформлять отчёты по проведённым опытам и наблюдениям;
использовать средства Интернет для извлечения необходимой информации.
5 класс
Разделы
Вводные занятия
Содержание программы
6 класс
количество часов
Разделы
5ч
Изучаем природу
осенью
Микромир
Неживая природа
Живая природа
8ч
10ч
11ч
Всего
34ч
Микромир
Мир животных
Мир растений
Исследуем природу
весной
количество часов
8ч
7ч
6ч
10ч
4ч
35ч
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«Природа и я»,5 класс. 2021-22 учебный год
Тема занятия
№ п/п
Вводные занятия-5ч
1.
Я - часть природы
количество
часов
Виды деятельности ,
элементы содержания
1ч
беседа, образ в рисунке «Я и
природа»
экскурсия, отчёт по
экскурсии
экскурсия, правила сбора и
сохранения природного
материала
2.
Осенние явления в природе
2ч
3.
Сбор природного материала
2ч.
Микромир-8ч
4.
Оборудование для научных
исследований
1ч
5.
6.
7.
Увеличительные приборы и
1ч
правила работы с
увеличительными приборами
Строение клеток ( на готовых
2ч
препаратах
Строение клеток кожицы чешуи 1ч
лука. Приготовление
практическая работа с
увеличительными,
измерительными приборами
и лабораторным
оборудованием
практическая работа
лабораторная работа
лабораторная работа
8.
9.
препарата
Определение состава семян
1ч
1ч.
лабораторная работа
лабораторная работа
1ч
беседа, сообщения
1ч
1ч
беседа, работа с моделями
беседа, демонстрация, работа
с моделями
1ч.
опыты, беседа
1ч
опыты, беседа
1ч
лабораторный опыт
1ч
1ч
лабораторный опыт
лабораторный опыт
1ч
лабораторный опыт
1ч
лабораторный опыт
Определение физических свойств
белков, жиров и углеводов
10.
Клетка - живая система.
Подведение итогов по разделу.
Неживая природа-10ч
11.
Атомы, молекулы, вещества
12.
Вещества простые и сложные.
Агрегатное состояние вещества
13.
Явления природы.
Физические явления
14.
Явления природы.
Химические явления
15.
Определение растворимости
веществ
16.
Образование кристаллов
17.
Водопроницаемость песка и
глины
18.
Расширение газообразных
веществ при нагревании
19.
Расширение жидких веществ при
нагревании
20.
Итоговое занятие по разделу
«Неживая природа»
Живая природа-11ч
21.
Определение ( узнавание)
наиболее распространённых
растений и животных ( по
гербариям и рисункам)
22.
Исследование особенностей
строения растений и животных,
связанных со средой обитания
23.
Наблюдения за домашними
животными
1ч
беседа, обсуждение
проведённых опытов, выводы
1ч
работа с гербариями
1ч
беседа, анализ,
сопоставление.
отчёты по наблюдениям
24.
Весенние явления в природе
в течение
нескольких
недель, 1ч
2ч.
25.
Изучение видового состава
2 ч.
Экскурсия, отчёты по
экскурсии
наблюдения в природе
26.
древесных и кустарниковых
насаждений на территории
посёлка
Изучение видового состава
растений смешанного леса
27.
Наши успехи. Итоговое занятие
Всего:
2ч.
наблюдения в природе
2ч
игра
34ч
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«Мы - исследователи», 6 класс.
№ п/п Тема занятия
Изучаем природу осенью.
1.
Натуралист, исследователь,
естествоиспытатель. Какой он?
2.
Методы исследований.
Оборудование для научных
исследований
3.
Осенние явления в природе
4.
Миграции живых организмов
Осенняя миграция птиц
Видовой состав мигрирующих
птиц
Микромир
7.
Увеличительные приборы.
Правила работы с микроскопом
8.
Строение клеток живых
организмов.
5.
6.
9.
10.
количест
во
часов
Виды деятельности, элементы
содержания
1ч
беседа
1ч
2ч.
1ч
2ч
1ч
1ч
беседа, составление схемы,
практическая работа
экскурсия, правила сбора и
сохранения природного
материала
сбор информации по теме,
беседа
экскурсия
определение птиц по
определителю и рисункам
беседа, работа с
микроскопом.
2ч
приготовление
микропрепаратов: клетки
чешуи кожицы лука, листа
элодеи, клетки полости рта.
Клеточное строение органов
растения. Ткани растений.
2ч
Клеточное строение органов
2ч
работа с готовыми
микропрепаратами,
определение растительных
тканей, зарисовка.
работа с готовыми
животных. Ткани животных.
микропрепаратами,
определение тканей
животных, зарисовка.
Мир животных
11.
Многообразие царства животных
1ч
беседа, сообщения
12.
1ч
лабораторная работа
1ч
лабораторная работа
2ч
беседа, практическая работа
1ч
практическая работа
1ч
1ч
беседа, сообщения
лабораторная работа
1ч
1ч
практическая работа
определение простых и
сложных листьев по
гербариям
лабораторная работа
13.
14.
15.
Мир
16.
17.
18.
19.
20.
Движения инфузории - туфельки
Перемещение дождевого червя.
Изучение раздражимости
Зимующие птицы.
Изготовление кормушек.
Организация наблюдений и
подкормка зимующих птиц
Выработка условного рефлекса на
время кормления у птиц
растений
Удивительные растения
Строение почек и расположение их
на стебле.
Развитие побегов из почек
Простые и сложные листья
Видоизменения вегетативных
органов
1ч
1ч
21.
Красота цветов. Цветок –
репродуктивный орган растения
22.
Строение семян.
23.
Дыхание растений
24.
Разнообразие плодов
25.
Транспорт веществ в растении
Исследуем природу весной
26.
Весенние явления в природе.
Весенняя миграция птиц
27.
Наблюдения за муравьями
Наши успехи. Подведение итогов.
28.
Всего:
1ч
1ч
1ч
1ч
беседа, сообщения,
лабораторная работа,
зарисовка
лабораторная работа
практическая работа
лабораторная работа
лабораторная работа
1ч
экскурсия
2ч
1ч
наблюдения в природе
Защита индивидуальной
проектной работы (или
учебная игра)
35ч