Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 7 класса МКОУ ООШ п.Попов Порог разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит,
завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения
в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление –
общеинтеллектуальное «Основы финансовой грамотности».
Согласно учебному плану на 2022-2023 год, на изучение предмета внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности» в 7 классе отводится по 1 часу в неделю 35 часов в год.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся
с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение
практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра
с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция,
конкурсы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или
инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа
финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды
кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение
экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы
моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».
Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение
экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и
банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные
бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».
Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды».
Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное
страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая
консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа
«Профессиональные
участники
пенсионной
системы».
Практическая
работа
«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Тема урока
1
Роль денег в нашей жизни.
Кол-во
часов
2
2
Структура доходов семьи.
2
3
Зарплата как источник дохода.
2
4
Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.
2
5
Составление, анализ семейного бюджета.
4
6
Что такое финансовое мошенничество.
2
7
Фальшивые деньги. Тест.
2
8
Кредиты. Виды кредитов.
2
9
Микрофинансированнные кооперативы.
2
10
Банковска карта.
2
11
Кредитная карта.
2
12
Возможности банковской карты.
2
13
Социальные службы.
2
14
Пенсионная система РФ.
2
15
Налоговая система РФ.
2
16
Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.
3
Тематическое планирование
7 класс
1-2
Роль денег в нашей жизни.
Колво
часов
2
3-4
Структура доходов семьи.
2
5-6
Зарплата как источник дохода.
2
7-8
2
9-12
Структура семейных расходов.
Контроль семейных расходов.
Составление, анализ семейного бюджет
13-14
Что такое финансовое мошеничество.
2
15-16
Фальшивые деньги. Тест.
2
17-18
Кредиты. Виды кредитов.
2
19-20
Микрофинансированнные кооперативы.
2
21-22
Банковска карта.
2
№
занятия
Тема занятия
4
Дата урока
План
Факт
УУД
23-24
Кредитная карта.
2
25-26
Возможности банковской карты.
2
27-28
Социальные службы.
2
29-30
Пенсионная система РФ.
2
31-32
Налоговая система РФ.
2
33-35
Итоговая работа по курсу Финансовая
грамотность. Тест.
3