Рабочая программа по информатике 5-6 кл., внеурочная
деятельность
Пояснительная записка
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь
же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений
аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной
отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что
в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все
сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей.
Информатика - наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и
межпредметные знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к
восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области.
На уроках информатики ребенок учится основам: информации и ее обработке, логике,
алгоритмическому мышлению, умению создать алгоритм решения той или иной задачи,
основам моделирования процессов, практическому применению «абстрактной теории» в
практике и т. д.
В содержание курса кружка включен материал, который входит в определенные
стандартами основного общего образования знания, навыки и умения для изучения
информатики и ИКТ в 5-6 общеобразовательных классах.
На занятиях кружка большая часть времени отводится для практической работы с
компьютером по обработке различных видов информации. Выставление отметок или
проведение зачетов не планируется.
Задачи элективного курса:
• сформировать первичное представление о строении компьютера;
• сформировать навыки обработки информации при помощи компьютера.
Особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для изучения информатики в 7-11 классах.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
Программа кружка рассчитана на 35 часов. Она предназначена развития интереса
учащихся к информационным технологиям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных
отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие
представлений
об
информации
как
важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное
отношение
к
информации
с
учетом
правовых
и
этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность
и
готовность
к
общению
и
сотрудничеству
со
сверстниками
и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в
других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное и т.д)
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять
способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных
сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование
представления
о
компьютере
как
универсальном
устройстве
обработки
информации;
развитие
основных
навыков
и
умений
использования
компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать
нормы
информационной
этики
и
права.
Содержание учебного курса
Раздел учебного
курса, кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика деятельности
ученика
Виды контроля
5 класс (34 часа)
Информация и
компьютер.
Основы работы
на компьютере.
Всего 9 часов.
Из них:
• практика - 3 часа.
• теория - 6 часов.
Компьютер Аналитическая деятельность:
Тестирование.
универсальная машина
выделять
аппаратное
и
для
работы
с
программное
обеспечение Практическая
информацией.
компьютера;
работа.
Техника безопасности и Анализировать
устройства
правила поведения
в компьютера с точки зрения
организации процедур ввода,
кабинете информатики.
хранения,
обработки, вывода и
Информация.
Восприятие
передачи информации;
информации.
Виды Определять
технические
информации. Действия с средства, с помощью которых
может быть реализован
ввод
информацией.
информации
(текста,
звука,
Назначение
компьютера.
изображения) в компьютер.
Основные элементы его
Практическая деятельность:
строения: процессор, память,
выбирать и запускать
внешние
устройства.
нужную программу;
Назначение, виды и общее
работать с основными
строение памяти.
элементами
Общее назначение внешних
пользовательского
устройств:
монитора,
интерфейса: использовать
дисковода,
клавиатуры,
меню, обращаться за
«мыши», принтера, сканера,
справкой, работать с
модема.
окнами
(изменять
Общее
понятие
об
размеры и перемещать
операционной
системе.
окна, реагировать на
Основные элементы ОС
диалоговые окна);
Windows: рабочий стол, окно,
вводить
информацию
в
компьютер
с
панель,
меню,
кнопка.
помощью
клавиатуры
Управление
компьютером.
(приемы
Настройка экрана.
квалифицированного
Назначение
клавиатуры.
клавиатурного письма),
Группы
клавиш,
их
мыши
и
других
технических средств;
назначение. «Слепой» метод
задавать,
печати. Раскладка клавиш для
переименовывать,
пальцев рук.
перемещать, копировать и
удалять файлы;
соблюдать
требования
к
организации
компьютерного рабочего
места,
требования
безопасности и гигиены
при
работе
со
средствами ИКТ.
Раздел учебного
курса, кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика деятельности
ученика
Виды контроля
Информация
и Аналитическая деятельность:
Тестирование.
информатика.
приводить
примеры
Как
человек получает
передачи, хранения и
информацию.
обработки информации
Всего 7 часов.
Виды
информации
по
в деятельности человека,
Из них:
в живой природе:
способу
• теория - 5 часов.
приводить примеры
получения.
информационных
• практика - 2 часа.
Хранение информации.
носителей;
Память обществе, технике,
классифицировать
человека
и
память
информацию
по
человечества.
способам ее восприятия
Носители информации.
человеком, по формам
Передача
информации.
представления
на
Источник, канал, приемник.
материальных носителях;
Примеры
передачи Практическая деятельность:
информации.
кодировать
и
Электронная почта.
декодировать сообщения,
используя
простейшие
Код,
кодирование
коды;
информации.
Способы
работать с электронной
кодирования информации.
почтой (регистрировать
Метод координат.
почтовый
ящик
и
пересылать сообщения).
Формы
Тестирование.
Текстовая информация представления информации. Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, Практическая
Текст
как
форма
редактирование,
работа.
Всего часов 13 часов. представления информации.
форматирование)
Табличная
форма
создания текстового
Из них:
представления
информации.
документа и
• теория - 7 часов.
Текстовый
редактор.
возможности тестового
• практика - 6 часов.
Правила
ввода
текста.
процессора по их
Слово, предложение, абзац.
реализации;
Приемы
редактирования
определять инструменты
(вставка, удаление и замена
текстового редактора для
символов).
выполнения базовых
Фрагмент.
Перемещение
операций по созданию
и удаление
фрагментов.
текстовых документов.
Буфер
обмена. Практическая деятельность:
Копирование фрагментов.
создавать
несложные
Проверка
правописания,
текстовые документы на
расстановка
переносов.
Форматирование символов
родном и иностранном
(шрифт,
размер,
языках;
начертание, цвет).
выделять, перемещать и
Форматирование
абзацев
удалять
фрагменты
(выравнивание,
отступ
текста;
первой
строки,
создавать
тексты
с
междустрочный интервал и
повторяющимися
др.).
фрагментами;
Создание
и
осуществлять
форматирование списков.
орфографический
Вставка
в
документ
контроль в текстовом
документе с помощью
таблицы, ее форматирование
средств
текстового
и заполнение данными.
процессора;
Наглядные
формы
представления информации.
Обработка
информации.
Раздел учебного
курса, кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика деятельности
ученика
Виды контроля
Компьютерная
графика. Аналитическая деятельность:
Тестирование.
Компьютерная графика Простейший
графический
Выделять в сложных Практическая работа.
редактор.
графических
объектах
Инструменты графического
простые
(графические
Всего часов 6 часов.
редактора.
примитивы);
Из них:
Инструменты
создания
планировать
работу
• теория - 3 часов.
простейших
графических
сложных
графических
• практика - 3 часов.
объектов.
Исправление
объектов
из простых;
ошибок
и
внесение
определять инструменты
изменений.
Работа
с
графического
фрагментами:
редактора для
удаление,
перемещение,
выполнения базовых
копирование.
операций по созданию
Преобразование фрагментов.
изображений;
Устройства
ввода Практическая деятельность:
графической информации.
использовать простейший
(растровый и/или
векторный) графический
редактор для создания
и редактирования
изображений;
создавать
сложные
графические
объекты
с
повторяющимися
и
/или
преобразованными
фрагментами.
6 класс (35 часов)
Алгоритм,
исполнитель.
Алгоритмический
язык Всего часов 29
часов.
Из них:
• теория - 13 часов.
• практика - 16 часов.
Понятие
алгоритма.. Аналитическая деятельность:
Тестирование.
соотносить
этапы Практическая работа.
Словесный способ записи
разработки алгоритма для
алгоритма.
Понятие
исполнителя;
исполнителя,
его
определять
команды
характеристики.
Среда
исполнителя;
обитания, система команд,
приводить
примеры
набор
действий.
алгоритмов
в
Исполнитель «Робот» и его
повседневной жизни (с
система
команд.
установлением
Исполнитель «Чертежник»
исполнителя);
и система его команд.
понятие
линейного
Понятие алгоритмического
алгоритма;
языка.
Правила
понятие алгоритма со
оформления
алгоритма
структурой ветвления;
управления. Ошибки в
понятие повторяющихся
алгоритмах.
Выполнение
алгоритмов.
алгоритма на компьютере. Практическая деятельность:
Программа
«КуМир»,
создавать и выполнять
основные
команды,
алгоритмы управления
командные клавиши, запуск
«Роботом»;
программы,
выход
из
решение
задач
программы.
Загрузка
управления;
модели рабочего поля,
алгоритмы с ветвлением.
сохранение алгоритма.
использование
повторяющихся
структур;
управление
исполнителем
«Роботом».
Раздел учебного
курса, кол-во часов
Интернет.
Электронная
почта.
Сайт
Всего часов 6 часов.
Из них:
• теория - 3 часа.
• практика - 3 часа.
Элементы содержания
Характеристика деятельности
ученика
Виды контроля
Роль
глобально
сети Аналитическая деятельность:
Тестирование.
представление
Internet в современном
Практическая работа.
информации в глобальной
мире. Поисковые системы.
сети интернет;
Электронная почта. Сайт.
основная структура сайта;
примеры
поисковых
систем.
Практическая деятельность:
создание первой
интернет страницы;
создание
дополнительных страниц
и оглавления;
использование таблиц в
сайтостроении.