Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Безопасная среда - ребенку»
Личностные результаты:
Патриотического воспитания
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях
в области биологии, заинтересованности в научных знаниях обустройстве мира и
общества.
Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе
российских традиционных ценностей
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, готовности к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении
экспериментов,
создании
учебных
проектов,
стремлению
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность
оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания в последствии поступков
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
- формирование ценностного отношения к природе, к здоровью и здоровому образу
жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование практической
направленности на уроках, усвоение учащимися системы биологических знаний и
овладения учебными навыками – необходимое условие формирования их мировоззрения
Эстетическое воспитание
- организация разнообразной эстетической, художественной деятельности,
направленной на овладение эстетическими знаниями в области биологии, формирование
эстетических потребностей, взглядов, убеждений, способности полноценно воспринимать
прекрасное , формирование эстетических чувств и вкусов.
Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
мировоззренческие представления соответствующих современному уровню развития
науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира,
представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязи человека с
природой, о роли предмета в познании этих закономерностей, навыки самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературы, доступными техническими
средствами информационных технологий, интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской
деятельности.
Физическое воспитание и формирования культуры здоровья
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, осознания ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни,
осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения
правил безопасности в быту и реальной жизни.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределения
- коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, интереса к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учетом личностных интересов и способности к предмету, общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание
Экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на
Земле, основе ее существования, понимания ценности здоровья, здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к собственному психическому и физическому
здоровью, осознания ценности правил безопасного поведения при работе с веществами, а
также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей, способности применять
знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связнных с окружающей
природой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путем их решения посредством методов предмета.
Экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной.
Коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и
ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с
прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и
корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в
области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их
выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной
деятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности,
анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних
опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни,
опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения
безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение
применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного
образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
для личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности,
общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным
признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
–
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Безопасная среда - ребенку»
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми
приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и
последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства
пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды
и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира,
улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя).
Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи,
сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед,
метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и
степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному
поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически
опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства
индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу
«Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской
Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и
общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении
или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы
здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные
привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и
наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и
обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем
кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая
помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах,
отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные
заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при
тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь
при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания
первой помощи при поражении электрическим током.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Безопасная среда - ребенку»
5 класс
№
п/п
Тема урока
Всего
часов
Раздел 1 Опасные ситуации природного характера.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Погода и её основные показатели.
1
Опасные природные явления (гроза, гололёд,
1
снежный занос, метель) и правила
безопасного поведения до и во время
опасных природных явлений.
Водоёмы в черте города. Меры безопасного
1
поведения на водоёмах в различное время
года.
Раздел 2 Опасные ситуации техногенного характера.
Пожар в жилище и причины его
возникновения.
Пожарная безопасность, основные правила
пожарной безопасности в жилище.
Личная безопасность при пожаре
1
1
1
Опасные и аварийные ситуации, которые
1
могут возникнуть в жилище в повседневной
жизни.
Общие правила безопасного поведения в
1
быту.
Безопасное обращение с бытовыми
1
приборами, бытовым газом, средствами
бытовой химии.
Соблюдение мер безопасности при работе с
1
инструментами и компьютером
Профилактика травм при занятиях
1
физической культурой и спортом.
Раздел 3 Опасные ситуации социального характера
«Правила безопасного поведения в школе и
дома» Криминальные ситуации в городе.
Меры личной безопасности при общении с
1
1
Дата
занятия
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
незнакомыми людьми и профилактика
возникновения криминальной ситуации.
Общие правила безопасного поведения дома
для профилактики криминальных ситуаций.
Безопасность у телефона. Воры в квартире.
1
1
Нападение в подъезде дома. Нападение в
1
лифте.
Безопасность на улице. Знание своего города
1
и его особенностей.
Умение предвидеть события и избегать
1
опасных ситуаций. Умение выбрать
безопасный маршрут движения по городу,
знание расположения безопасных зон в
городе (отделение милиции, посты ГИБДД и
зоны повышенной опасности).
Умение соблюдать правила безопасности в
1
общественных местах, в толпе, в школе.
Раздел 4 Дорожно-транспортная безопасность
Дорога и участники дорожного движения
Азбука дорожной безопасности
История появления автомобиля. История
колеса и дорог.
Краткая характеристика видов современного
транспорта
Городская дорога, улица, загородная дорога,
автомагистраль
Участники дорожного движения. Правила
поведения участников дорожного движения.
Основные правила безопасного поведения
при пользовании транспортными средствами
Дорожные знаки.
1
1
1
1
1
1
1
ДТП. Причины их возникновения и
1
возможные последствия.
Раздел 5 Подготовка к активному отдыху на природе
Животные вокруг нас. В лес по грибы и
1
ягоды.
29
Если заблудился в лесу. Ориентирование на
1
местности. Способы определения сторон
горизонта.
Раздел 6 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
28
30
31
32
Первая помощь при перегревании и тепловом
ударе, при ожогах и обморожении.
Первая помощь при отравлении жидкостями,
пищей, парами, газом.
Первая помощь при попадании инородных
тел в глаз, ухо, нос.
1
1
1
33
Первая помощь при укусах насекомых, змей,
собак и кошек.
1
34
Первая помощь при травмах.
1
6 класс
№
урока
Тема урока
Количество часов
1
Природа и человек. Общение с живой природой –
естественная потребность человека для развития своих
духовных и физических качеств.
1
2
Активный отдых на природе и необходимость
подготовки к нему. Ориентирование на местности.
1
3
Способы определения сторон горизонта. Определение
своего местонахождения и направления движения на
местности.
1
4
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по
маршруту.
1
5
Определение места для бивака. Разведение костра.
1
6
Определение необходимого снаряжения для похода.
1
7
Общие правила безопасности при активном отдыхе на
природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных
походах.
1
8
Порядок движения походных групп. Выбор линии
движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня
похода.
1
9
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и
обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж.
Организация движения, организация ночлегов. Меры
безопасности в лыжном походе.
1
10
Водные походы. Подготовка к водному путешествию.
Возможные аварийные ситуации в водном походе.
Обеспечение безопасности на воде.
1
11
Велосипедные походы. Особенности организации
велосипедных походов. Обеспечение безопасности
1
туристов в велосипедных походах.
12
Факторы, оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме.
Акклиматизация человека в различных климатических
условиях.
1
13
Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация
к жаркому климату. Акклиматизации в горной
местности.
1
14
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха наземным видам транспорта
(автомобильным, железнодорожным).
1
15
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха водным или воздушным видами
транспорта.
1
16
Автономное пребывание человека в природе.
Добровольная и вынужденная автономия.
1
17
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной
среде при автономном существовании.
1
18
Сооружение временного укрытия из подручных средств.
1
19
Добывание огня, обеспечение водой и пищей.
1
20
Подача сигналов бедствия.
1
21
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
1
22
Обеспечение безопасности при встрече с дикими
животными в природных условиях.
1
23
Укусы насекомых и защита от них.
1
24-25
Клещевой энцефалит и его профилактика.
2
26
Вопросы личной гигиены и оказание первой
медицинской помощи в природных условиях. Походная
аптечка. Лекарственные растения.
1
27
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и
потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах,
вывихах, растяжениях связок.
1
28
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и
солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская
помощь при ожогах.
1
29
Оказание первой медицинской помощи при укусах
ядовитых змей.
1
30
Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
1
31
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
1
32
Компьютер и его влияние на здоровье.
1
33
Влияние неблагоприятной окружающей среды на
здоровье человека. Влияние социальной среды на
развитие и здоровье человека.
1
34
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на
здоровье человека.
1
35
Профилактика употребления наркотиков и
психоактивных веществ. Стадии развития наркомании.
Правила четырех «НЕТ!» наркотикам.
1
7 класс
№№
п/п
Тема урока
1
Различные природные явления и причины их
возникновения. Общая характеристика
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера.
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения
и его возможные последствия.
Защита населения от последствий землетрясений.
Правила безопасного поведения населения при
землетрясении.
Вулканы, извержение вулканов Последствия извержения
вулканов. Защита населения.
Оползни, их последствия, защита населения.
Обвалы и снежные лавины.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные
последствия.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
1
11
Смерчи.
1
15
Наводнения, виды наводнений и их причины.
Защита населения от последствий наводнений.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во
время наводнения.
Сели и их характеристика.
16
Защита населения от последствий селевых потоков.
17
Цунами и их характеристика.
18
Защита населения от цунами.
19
20
Лесные и торфяные пожары и их профилактика.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита
населения.
Эпидемия.
12
13
14
21
23
Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и
противоэпифитотические мероприятия.
Психологическая уравновешенность.
24
Стресс и его влияние на человека.
25
Анатомо-физиологические особенности подросткового
возраста.
Формирование личности подростка в процессе
взаимоотношений со взрослыми.
Формирование личности во взаимоотношениях со
сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками
противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Правовая
ответственность несовершеннолетних
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном
кровотечении
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и
переломах
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и
переломах
Общие правила транспортировки пострадавшего
Заключительный урок
ВСЕГО
22
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35